+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Признаки административного правонарушения

Содержание

Административное правонарушение – состав и виды

Признаки административного правонарушения

Что включает в себя понятие административного правонарушения, признаки и административная ответственность

Административное правонарушение: какая классификация признается КоАП РФ

Юридический состав административного правонарушения: субъективная и объективная сторона, субъект, объект

Событие административного правонарушения — это что?

Место совершения административного правонарушения

Отличие административного правонарушения от преступления: примеры

Что включает в себя понятие административного правонарушения, признаки и административная ответственность 

Понятиеадминистративного правонарушениясодержится в ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Административным правонарушением является деяние, имеющее следующую совокупность характеристик:

  • Противоправность. Предполагается, что посредством совершения деяния были нарушены какие-либо нормы, установленные законом.
  • Виновность. Считается, что действие или бездействие реализовано при наличии вины, выраженной в форме умысла или неосторожности. Таким образом, виновное деяние осуществляется либо умышленно, либо по неосторожности (ст. 2.2 закона № 195-ФЗ).
  • Наказуемость. Предполагается, что административное правонарушение влечет за собой ответственность, предусмотренную положениями закона № 195-ФЗ или нормативно-правовыми актами субъектов РФ. 

Ответственность гражданина за административное правонарушение наступает по достижении им 16 лет.

Если административное правонарушение было совершено лицом старше 16, но младше 18 лет, оно может избежать административной ответственности при применении по отношении к нему положений законодательства о правах несовершеннолетних (ст. 2.3 закона № 195-ФЗ).

По итогам изучения материалов об административном правонарушенииоформляется постановление о назначении наказания или о прекращении процесса.

С учетом сроков решения суда по делам об административных нарушениях могут быть обжалованы в регламентированном законом порядке.

Административное правонарушение: какая классификация признается КоАП РФ 

Виды административных правонарушений систематизированы в разделе II «Особенная часть» закона № 195-ФЗ. Согласно имеющейся классификации, административное правонарушение может быть отнесено к одной из следующих групп правонарушений:

  • посягающие на права граждан;
  • посягающие на здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое и общественное состояние;
  • в сфере охраны собственности;
  • в сфере защиты окружающей среды и использования природных ресурсов;
  • в промышленной, строительной и энергетической сферах;
  • в сельскохозяйственной, ветеринарной сферах, а также в области законодательства о мелиорации земельных ресурсов;
  • в сфере использования транспорта;
  • в области безопасности дорожного движения;
  • в сфере связи и информационных технологий;
  • в области предпринимательства и деятельности СРО;
  • в финансовой и налоговой сферах, в области страхового дела и рынка ценных бумаг;
  • нарушение таможенных правил;
  • посягающие на институты госвласти;
  • в сфере защиты госграницы РФ и обеспечения порядка нахождения на территории страны лиц без гражданства или граждан иной страны;
  • против порядка управления;
  • посягающие на установленный порядок в обществе и безопасность общества.

Юридический состав административного правонарушения: субъективная и объективная сторона, субъект, объект 

Состав административного правонарушения — это регламентированный законодательными актами комплекс свойств, при обнаружении которых деяние квалифицируется как административное правонарушение. Наличие всех элементов состава представляет собой единственно возможное основание для применения ответственности за административное правонарушение.

Элементами составаправонарушения (т. е. установленными свойствами одного типа) являются:

  • объект — комплекс отношений, установленных в обществе, нормы которого были нарушены в связи с совершением деяния;
  • объективная сторона — характеристики деяния, отвечающие за внешнее выражение административного правонарушения;
  • субъект — лицо (гражданин или организация), совершившее деяние, квалифицируемое как административное правонарушение;
  • субъективная сторона — восприятие субъектом административного правонарушения своей вины, итогов своих деяний. 

Событие административного правонарушения —это что? 

Согласно п. 1 ст. 24.5 закона № 195-ФЗ при отсутствии события административного правонарушения производство по материалам дела не начинается, а уже запущенный процесс разбирательства должен быть прекращен.

Событие административного правонарушения — это реальный факт совершения неким лицом деяния, за которое КоАП РФ предусматривает ответственность. Факт события должен быть зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, так же как и описание места его совершения (п. 2 ст. 28.2 закона № 195-ФЗ).

В дальнейшем такой протокол может быть представлен как источник доказательств по делу об административном правонарушении(п. 2 ст. 26.2 закона № 195-ФЗ). Составленный ненадлежащим образом протокол может быть обжалован.

Место совершения административного правонарушения 

Местом совершения административного правонарушения признается территория, географическая точка:

  • где произошло деяние, нарушающее нормы, установленные КоАП, независимо от места наступления последствий такого нарушения;
  • для нарушения длящегося вида — место обнаружения, пресечения противоправного деяния;
  • в случае выражения нарушения в форме бездействия — место, где должны были быть реализованы предписанные действия или возложенная обязанность (подп. «з» п. 3 постановления пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» от 24.03.2005 № 5). 

Материалы дела по такому нарушению рассматриваются по месту его совершения. Дело может изучаться по месту проживания лица, в отношении которого оно возбуждено, если такое лицо подаст соответствующее ходатайство (п. 1 ст. 29.5 закона №195-ФЗ). 

Отличие административного правонарушения от преступления: примеры 

Преступление — это, как и административное правонарушение, виновное и противоправное деяние.

В отличие от административного проступка оно имеет дополнительные характеристики: опасность для общества и назначение наказания за его совершение исключительно согласно Уголовному кодексу РФ от 13.06.

1996 № 63 (п. 1 ст. 14 закона № 63-ФЗ). К уголовной ответственности привлекаются только физические лица.

Некоторые деяния могут иметь все признаки преступления, однако из-за своей незначительности не способны нести опасных последствий для общества, поэтому преступлением не именуются (п. 2 ст. 14 УК РФ).

Примером могут послужить мелкие хищения в форме кражи имущества, принадлежащего иному лицу. Если стоимость украденного таким способом не превышает 1 000 руб., такое деяние квалифицируется как административное правонарушение(примечание к ст. 7.27 закона № 195-ФЗ), если превышает — как преступление.

Таким образом, понятие и состав административного правонарушения регламентированы законом № 195-ФЗ. Указанные признаки административного правонарушения для его квалификации должны присутствовать одновременно.

Административное правонарушение (понятие, признаки, состав) отлично от других видов правонарушений, например уголовных. Однако в зависимости от степени нанесенного вреда одно и то же деяние может быть квалифицировано и как административное правонарушение, и как уголовное.

Источник: https://rusjurist.ru/administrativnye_dela/administrativnye_pravonarusheniya/administrativnoe_pravonarushenie_sostav_i_vidy/

Что включает в себя состав административного правонарушения, что нужно знать

Признаки административного правонарушения

Административное правонарушение представляет собой любую противоправную деятельность, попадающую хоть под одну статью КоАП Российской Федерации.

В случае возникновения экстренных ситуаций бездействующее должностное лицо также может попасть под административку в том случае, если закон предписывал ему выполнение определённых функций, обеспечивающих безопасность, здоровье или поддержание жизнедеятельности гражданина или сохранность чужого личного или государственного имущества. Правонарушения подразделяются на две основных группы — виновные или противоправные деяния.

Из года в год множество дел об административных правонарушениях рассматриваются уполномоченными лицами и выносятся постановления о наложении материальных взысканий на виновных лиц.

Наказание за административное правонарушение — чрезмерную тонировку авто.

Тяжесть виновного административного правонарушения зависит от того, было ли оно совершено специально или по случайности:

  • Умышленное нарушение характеризуется как деяние, противоправный исход которого изначально запланирован человеком, его совершившим, с осознанием степени своей вины и характера ответственности в случае её выявления. Умысел в составе правонарушения бывает прямой и косвенный. Прямой умысел заключается в откровенном желании нарушителя получить противозаконный результат своих действий, в то время как при косвенном умысле то же лицо просто допускает наступления того же результата, не стремясь к нему.
  • Проступок, совершённый по неосторожности, касается таких действий, когда лицо, совершившее их, не ожидало наступления последствий, идущих вразрез с КоАП. А наступили они вследствие пренебрежения нарушителем определённых норм поведения или правилами, предписывающими надлежащее поведение в помещении, на улице, на дороге и т. д.

Независимо от тяжести вины при акте административного правонарушения выявленные нарушители виновны и подвергаются наказанию в соответствии со статьёй кодекса.

Состав и признаки административного правонарушения

Событие административного правонарушения

Состав административного правонарушения — это сочетание прямых и косвенных признаков, полученных в ходе следствия для установки степени вины нарушителя и доказательства совершения противоправного деяния.

Административка по формальным характеристикам и ходу определения виновного в процессе следствия сильно схожа с уголовным делопроизводством. Разница заключается в двух основных факторах.

Первый фактор — тяжесть совершённого деяния, несмотря на возможность переквалификации многих уголовных статей в административные и наоборот, а также если деяние не представляет собой повышенной угрозы для общества, когда виновного необходимо изолировать от общества на определённый срок для исправления личности.

Второй фактор — отсутствие в составе административных нарушений прав смягчающих обстоятельств, то есть правонарушения могут быть общими или квалифицированными, или с отягчающими факторами. Но привилегированных признаков, как в уголовных делах, они включать в себя не могут.

Административная ответственность же не может быть смягчена при наличии каких-то факторов, так как предписывается согласно конкретным описаниям и чаще всего выявляется при наличии неоспоримых доказательств, например, факт уклонения от неуплаты налогов, факт управления ТС в состоянии алкогольного опьянения или факт складирования мусора в неположенном месте, в то время, как уголовное преступление, по большей части, является скрытым от посторонних глаз деяниям и по большей части состав преступления определяется, исходя из косвенных признаков и случайно собранных доказательств.

Наказание за безбилетный проезд в автобусе.

Но, равно, как и обвиняемый по уголовному делу субъект имеет шанс на оправдание, подозреваемый в нарушении КоАП также может быть освобождён от наказания за отсутствием состава правонарушения, в том случае, если у следствия не сложились воедино все 4 фактора, упомянутые ниже.

В юридической практике существует понятие состава правонарушения, которое можно охарактеризовать как состав признаков совершённого противоправного действия, полностью определяющих вину нарушителя и дающих основание для вынесения постановления о привлечении лица, совершившего это деяние, к ответственности.

Для удобства разбирательства и установления степени вины административное правонарушение состоит из нескольких характерных этапов, каждый из которых подвергается анализу для принятия окончательного решения:

  • Объект правонарушения — сочетание ценностей и благ, охраняемых законом, по отношению к которым и происходит незаконное деяние. Данные ценности могут подразумевать собой, кроме законов и сводов правил, также жизнь, здоровье, безопасность и комфорт людей, а также материальные ценности, имеющие конечную стоимость в денежном эквиваленте. Необходимость установления объекта правонарушения является первостепенной задачей в ходе расследования.

Для правильного определения объекта необходимо квалифицировать деяние под родовой объект, то есть принадлежность к одному из главных разделов КоАП, например, ГИБДД чаще всего рассматривает дела в отношении главы 12-й, то есть нарушения в области ПДД.

Однако объект правонарушения регулируется также другими сводами законов – налоговым, земельным, имущественным, экологическим, таможенным, и другими сводами законов и правил, за нарушение которых наступает административная ответственность в соответствии с тем или иным разделом КоАП.

Данное понятие в краткой интерпретации называется родовым объектом.

Каждый родовой объект имеет подразделение внутри конкретного обобщённого понятия на видовые объекты, из чего следует квалификация правонарушения под конкретную статью КоАП.

То есть, для примера, в той же главе 12-й КоАП имеются 37 статей, описывающих конкретное правонарушение в области общей безопасности, в части исправности транспортного средства, юридического права водителя на управление ТС или совершения деяний, разнящихся с правилами дорожного движения. Данное понятие носит название видового объекта.

Правонарушение — пьяная езда.

  • Объективная сторона правонарушения — выявление каких-нибудь реальных факторов, имеющих в своём составе факт деятельности или её отсутствия, которые дают зацепку следствию для сбора доказательной базы и установления вины нарушителя по совершённому деянию, что служит поводом для заполнения протокола об административке.
  • Субъект правонарушения — физлицо или юрлицо, подозревающееся в совершении незаконного действия, в отношении которого ведутся процессуальные действия по выявлению степени вины, результатом которых будет назначение наказания. В случае, если субъектом правонарушения служит физлицо, оно должно быть признано дееспособным и достигшим совершеннолетия без явных признаков душевных расстройств или при наличии документов, подтверждающих психическое здоровье в случае образовавшегося у следствия сомнения. В случае, если субъект правонарушения является лицом недееспособным или не достигшим совершеннолетия, то вся ответственность за действия, им совершённые, в полном объёме ложится на плечи официального опекуна данного лица. А также оно может быть отдельно привлечено к ответственности за нарушение КоАП, как проявившее бездействие и допустившее наступление противоправного поступка.
  • Субъективная сторона правонарушения должна быть прокомментирована, как совокупность внутренних признаков субъекта, объясняющих причину совершения правонарушения — важнейший этап в административном делопроизводстве. На основании анализа субъективной стороны выявляется степень вины нарушителя, что дает возможность определить степень дисциплинарной или административной меры ответственности за совершённый поступок.

Схема состава правонарушения.

По результату анализа приведённых выше четырёх факторов определяется состав административного правонарушения, после чего должностное лицо — представитель правоохранительных органов или судья определяет событие, при котором возможна наказуемость совершённого деяния.

Это означает, что лицо, совершившее правонарушение, должно быть квалифицировано под какую-либо статью КоАП, предусматривающую тот или иной вид наказания.

Именно после определения наказуемости уполномоченное лицо даёт решение по административному процессу, результатом которого является постановление о назначении взыскания.

Важно! Отсутствие в совершённом правонарушении какого-то признака из приведённой выше схемы полностью отменяют ответственность за него, то есть указывают на отсутствие незаконного действия, что способствует рушению всего делопроизводства.

Наказуемость также зависит от степени общественной вредности совершённого деяния, определяющей качественное выражение принесённого морального и материального ущерба или потенциального риска для его возникновения, что порождает два основных типа состава правонарушений, описанных ниже.

Основные типы состава административного правонарушения

Малозначительность административного правонарушения

При определении состава правонарушения следствие разделяет его на два основных типа:

  • Материальный состав правонарушения включает в себя объём полученного на основании противоправного деяния материального ущерба собственности или здоровью и жизни человека. Примером данному составу может служить внезапно начавшийся пожар, повлекший полное или частичное уничтожение чужого имущества, а также причинение физического вреда объекту правонарушения — травм, дефекты на кузове транспортного средства в результате ДТП, случившегося по вине нарушителя, или иных последствий, вредных для объекта. Материальный состав правонарушения определяет сумму материальной ответственности, которую обязан будет выплатить нарушитель пострадавшему лицу в качестве компенсации в случае признания его виновным. Чаще всего введённое в 2003 году обязательное страхование автомобилей полностью или частично освобождает участников ДТП от ответственности по материальному составу правонарушения.

Определение размера материального ущерба.

  • Формальный состав правонарушения — один из наиболее часто употребляемых в юриспруденции терминов, когда для определения и закрепления степени вины и назначения наказания нарушителю отсутствует материальный ущерб пострадавшим лицам. В этом случае решение о степени вины определяется по косвенным признакам и имеющимся у следствия доказательствам на имевший злой умысел антиобщественный поступок, который мог бы, но не повлиял на материальное состояние окружающих, так как был вовремя пресечён. К данному составу правонарушения относятся все статьи КоАП, относящиеся к соблюдению ПДД без случаев дорожно-транспортных происшествий как вовлечения третьей стороны.

При определении обоих составов правонарушения виновнику предъявляется постановление об уплате штрафа согласно формальному составу и претензия или гражданский иск от пострадавшего от его действий лица по материальному составу.

Обратите внимание! По обоим искам нарушитель несёт полную административную ответственность в соответствии с законом.

Дополнительные признаки, определяющие состав административного правонарушения

Объект административного правонарушения

При сложном процессе административного производства российское следствие пользуется двумя дополнительными признаками:

  • Обязательные признаки, которые анализируют само незаконное действие и общественно-вредные его последствия, установление результатов деятельности нарушителя в обход ограничивающих данные действия законов и доказательства этих фактов.
  • Факультативные признаки — вспомогательные критерии, помогающие более достоверно выбрать факты и определить состав правонарушения. К данным признакам относится локация, временной промежуток, погодные условия и прочие обстоятельства, так или иначе повлиявшие на умысел совершения деяния.

Сбор доказательств — допрос свидетелей.

Таким образом, можно сделать вывод, что определение состава административного правонарушения — это невероятно долгий, сложный и кропотливый процесс правового поля, имеющий сложную структуру и требующий непосредственного участия большого количества должностных лиц и повышенной ответственности для принятия справедливого решения по делу, когда все виновные должны быть наказаны, а невиновные оправданы и реабилитированы.

Источник: https://shtrafsud.ru/dokumenty/administrativnye-pravonarusheniya.html

Административное правонарушение: понятие, состав, виды, ответственность | Правоведус

Признаки административного правонарушения

Знаете ли Вы, что административная ответственность за совершенное правонарушение наступает только в том случае, если по своему характеру это нарушение не влечет уголовную ответственность? Об этом, а также других вопросах в области административных правонарушений мы расскажем в этой статье.

Административным правонарушением признается противоправное действие либо бездействие лица, за которое законодательством об административных правонарушениях (КоАП РФ либо иным нормативно-правовым актом РФ) предусмотрена ответственность.

Объектами правонарушения могут выступать, как общественная нравственность или порядок, так и собственность и здоровье населения, а также другое. 

Важно! Правонарушение признается административным тогда, когда оно не влечет уголовную ответственность.

От преступления правонарушение отличается тем, что не обладает признаками общественной опасности в том смысле, в котором они содержатся в уголовном законодательстве.

Однако, некоторые деяния могут признаваться, как правонарушением, так и преступлением, например, нарушение авторского права или хищение.

 Признаки административных правонарушений: 

  1. действие или бездействие физического или юридического лица;
  2. виновность – деяние может быть признано административным правонарушением, только если оно совершенно умышленно или по неосторожности;
  3. противоправность – деяние может быть признано административным правонарушением только если были действительно нарушены нормы права разных отраслей: административного, финансового, трудового и других;
  4. наказуемость деяния – наступление административной ответственности.

Виды административных правонарушений

Классификация видов административных правонарушений включает два основных критерия: 

  1. объект посягательства – собственность, общественный порядок, нравственность и т.д.;
  2. направленность деяния – отдельную отрасль государственного управления (экологию, сельское хозяйство, торговлю, промышленность и другое).

На основе указанных критериев КоАП РФ объединяет виды административных правонарушений в следующие группы: 

  • Административные правонарушения, посягающие на права граждан, например:
    • нарушение законодательства о свободе вероисповедания, свободы совести;
    • нарушение законодательства о митингах, шествиях, собраниях и демонстрациях;
    • принуждение к отказу или к участию в забастовках;
    • нарушение законодательства о труде и об охране труда;
    • неисполнение своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей их родителями или законными представителями;
    • увольнение работников в связи с объявлением забастовки;
    • нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей и другое.
  • Административные правонарушения, посягающие на общественную нравственность, а также здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, например:
    • сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией;
    • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде;
    • незаконное занятие частной медицинской практикой либо народной медициной;
    • оборот либо хранение, равно как употребление наркотических средств без назначения врача и другое.
  • Административные правонарушения в сфере охраны собственности, например:
    • самовольная добыча янтаря;
    • самовольное занятие земельного участка, в том числе, участка лесного фонда;
    • нарушение правил пользования жилыми помещениями;
    • пользование без разрешения водными объектами;
    • уничтожение либо повреждение чужого имущества и другое.
  • Административные правонарушения в сфере охраны окружающей природной среды, например:
    • порча земель;
    • нарушение требований охраны недр, водных объектов и атмосферного воздуха;
    • искажение экологической информации;
    • незаконная порубка, уничтожение деревьев, кустарников и мест обитания животных и другое.
  • Административные правонарушения в строительстве, энергетике и промышленности, например:
    • нарушение требований нормативных документов в указанных сферах;
    • повреждение электрических сетей;
    • непроизводительное расходование энергетических ресурсов и другое.
  • Административные правонарушения в области ветеринарии и сельского хозяйства, например:
    • нарушение правил карантина животных;
    • непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и другое.
  • Административные правонарушения на транспорте, например:
    • действия, угрожающие безопасности полета, движению водного и железнодорожного транспорта;
    • нарушений правил пожарной безопасности на воздушном, железнодорожном и морском транспорте;
    • безбилетный проезд и другое.
  • Административные правонарушения в сфере дорожного движения, например:
    • управление транспортом водителем, не имеющим права управления;
    • управление транспортом водителем, находящимся в состоянии опьянения;
    • нарушение ПДД водителями или пешеходами;
    • невыполнение требований об остановке транспортного средства и другое.
  • Административные правонарушения в сфере связи и информации, например:
    • самовольное строительство, установка или проектирование высокочастотных устройств;
    • незаконная деятельность в сфере защиты информации;
    • нарушение порядка распространения или изготовления продукции СМИ и другое.
  • Административные правонарушения в сфере предпринимательства, например:
    • выполнение предпринимательской деятельности без регистрации в государственных органах либо без лицензии;
    • нарушение порядка ценообразования;
    • ограничение свободы торговли;
    • обман потребителей;
    • фиктивное банкротство;
    • нарушение сбора и обработки сведений, составляющих кредитную историю и другое.
  • Административные правонарушения в сфере налогов и финансов, например:
    • нарушение сроков предоставления налоговой декларации;
    • нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах;
    • незаконные сделки с ценными бумагами и другое.
  • Административные правонарушения в сфере таможенного дела, например:
    • незаконное перемещение товаров и средств через границу РФ;
    • недекларирование товаров и транспортных средств;
    • нарушение сроков уплаты налогов и сборов, которые необходимо уплатить за товары, перемещенные через границу РФ и другое.
  • Административные правонарушения, посягающие на институты гос.власти, например:
    • незаконное ношение государственных наград;
    • невыполнение законных требований депутата ГД или членов Совета Федерации;
    • невыполнение законных требований прокурора и другое.
  • Административные правонарушения в сфере защиты Государственной границы РФ, например:
    • нарушение иммиграционных правил;
    • реализация иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ без разрешения;
    • незаконный провоз лиц через границу РФ;
    • нарушение режима пребывания на территории РФ иностранными гражданами либо лицами без гражданства и другое.
  • Административные правонарушения против порядка управления, например:
    • неповиновение законному распоряжению сотрудника правоохранительных органов;
    • неповиновение в срок законным распоряжениям и предписаниям должностных лиц;
    • умышленная порча либо утрата по небрежности удостоверения личности гражданина;
    • подделка документов, печатей и бланков, их использование и другое.
  • Административные правонарушения против общественного порядка и безопасности, например:
    • мелкое хулиганство;
    • нарушение сроков регистрации оружия, в том числе, сроков постановки его на учет;
    • нарушение требований режима чрезвычайных положений;
    • незаконная деятельность в сфере частного сыска;
    • распитие спиртосодержащих напитков в общественных местах, равно как и появление в этих местах в состоянии опьянения и другое.
  • Административные правонарушения в сфере воинского учета, например:
    • уклонение от медицинского обследования;
    • неисполнение обязанностей по воинскому учету гражданами;
    • порча или утрата документов воинского учета, осуществленная умышленно;
    • несообщение сведений о гражданах, которые состоят либо обязаны состоять на воинском учете и другое.

Важно! Причинение лицом вреда вследствие крайней необходимости не может быть признано административным правонарушением, поскольку деяние совершалось для устранения опасности, если эта опасность не могла быть предотвращена иным способом.

Ответственность за административные правонарушения

Совершение лицом правонарушения есть основание для применения мер ответственности, которыми являются административные наказания. Всего административное законодательство в соответствии с ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ подразумевает несколько видов наказаний, среди которых основными являются: 

  1. штраф – денежное взыскание в пользу государства;
  2. предупреждение – выражается в официальном порицании физического лица или организации, выносится в письменной форме;
  3. лишение специального права – лишение лица, ранее предоставленного ему на законных основаниях специального права, например, управлять транспортным средством;
  4. приостановление деятельности организации – временное прекращение деятельности юр. лица или предпринимателя на срок до 90 дней;
  5. конфискация – принудительное обращение в пользу государства орудия или предмета совершения правонарушения;
  6. дисквалификация – лишение права занимать должности в органах организаций.
  7. обязательные работы – выполнение физическим лицом бесплатных общественных работ в свободное от основной работы или учебы время;
  8. арест – содержание нарушителя в изоляции от общества, применяется в исключительном случае;
  9. другие виды наказания.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/administrative/administrativnoe-pravonarushenie/

Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав

Признаки административного правонарушения

В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности – нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты: 

  • Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

Пример

Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние – результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.

Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

Состав административного правонарушения

Составом административного правонарушения является совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки состава административного правонарушения: 

Объект

Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.

Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой  -либо конкретной главы КоАП РФ.

Примером родового объекта административного правонарушения может служить

  • правонарушения в сфере реализации прав граждан;
  • правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
  • правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
  • иные.

Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.

Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства.

Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.

Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.

Объективная сторона

Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Пример

Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.

Кроме противоправного деяния и причиненных вредных последствий 3-й составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между таким деянием и наступившими в итоге него вредными последствиями. 

Установить данную причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили они в итоге противоправного деяния или по иным причинам, как это деяние повлияло на величину таких последствий и другое

Субъект

Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.

Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.

Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов являются должностные лица.

Субъективная сторона

Вина выступает в качестве главного признака субъективной стороны. Вина может выражаться в двух формах, в виде умысла и в виде неосторожности.

Умышленная форма вины подразделяется на две разновидности, а именно, прямой умысел и косвенный умысел. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления. 

При косвенном умысле лицо, совершая правонарушение, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.

Второй формой вины в совершении административного правонарушения признается неосторожность, при которым лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественных последствий, но сознательно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnoe-pravonarushenie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.