+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Уклонение от уплаты налогов

Содержание

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

Уклонение от уплаты налогов

Система налогообложения призвана пополнять государственную казну. Налоги и сборы состоят из обязательных, периодичных или единовременных взносов в бюджет.

В случаях, когда лицо или группа лиц не исполняет обязательства по оплате налогов, наступает ответственность.

Уклонение от уплаты налогов по ст. 198, 199 УК РФ относится к нарушителям, чья задолженность приобрела крупный и особо крупный размер. Рассматривается в ходе судебных разбирательств.

В состав преступления входят длительность уклонения и размер задолженность физического лица или организации перед государством.

Физические лица

Уклоняются от уплаты налогов несколькими способами:

  • Не подают декларации о доходах в установленные налоговой службой сроки;
  • Скрывают истинный размер дохода;
  • Не вносят своевременных платежей, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.

Физическое лицо обвиняется в злом умысле при совершении деяний, характеризующихся как уклонение от уплаты налогов.

Начиная с 16 лет гражданин может преследоваться законом, если уже дееспособен, трудоустроен, но не выплачивает налогов.

Индивидуальные предприниматели также ответственны перед законом за уклонение, для них действуют те же пороги, что и для физических лиц.

Юридические лица

Организации также не подают налоговых деклараций или скрывают истинный размер своего дохода.

Объектом преступных деяний является государство, в бюджет которого не поступали средства от юридического лица.

Для организаций установлены повышенные планки для крупных и особо крупных размеров. Ответственность в случае возбуждения уголовного дела строже.

Как находят уклонистов

Поиском должников занимается налоговая служба. Под пристальное внимание подпадают физические и юридические лица при обстоятельствах:

  • Совершения операций без экономического смысла (по документам не значится доход лица при оказании им услуг любого рода);
  • При недостатке персонала или финансов для ведения деятельности, указанной в декларации;
  • Использования посреднических услуг, когда для этого не существует объективной необходимости;
  • Выплаты сотрудникам компании заработка, несоразмерного объему работ или квалификации;
  • Уменьшения налоговых выплат при росте дохода;
  • Выдача или получение кредитов в превышающем доходы размере.

Сотрудники налоговой службы также обращают внимание на счета физических лиц и организаций. Регулярные, необъяснимые и не облагаемые налогами пополнения приводят к дополнительной проверке субъекта.

Во внимание принимаются достаточно крупные суммы, исчисляемые сотнями тысяч рублей.

Классификация уклонения

С 2017—2018 годах действуют новые поправки в указанных статьях, ужесточающие меры преследования и санкции в отношении уклонистов от уплаты налогов.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица рассматривается в ст. 198 УК РФ. Следующая, 199 ст. УК РФ, посвящена уклонению от уплаты налогов и (или) сборов с организацию (юридических лиц).

Суровость применяемых наказаний зависит от нескольких факторов: как долго лицо или группа лиц уклонялись от налогообложения, были ли эти действия умышленными, каков размер задолженности.

Уклонение от уплаты налогов юридическим лицом имеют отличные признаки от того же деяния со стороны частных граждан:

Нормативный актСт. 198 УК РФСт. 199 УК РФ
Определение крупного размера900 тыс. руб. – 2,7 млн руб.5 – 15 млн руб.
Процент невыплаченных налогов от суммы10%25%
Определение особо крупного размера4,5 – 13,5 млн руб.15 – 45 млн руб.
Процент невыплаченных налогов от суммы20%50%
Состав преступленияНе предоставление декларации о доходахНе предоставление декларации о доходах организации
Предоставление заведомо ложных сведений о доходеПредоставление заведомо ложных сведений о доходе

Основной проблемой судебной практики по таким делам становится определение сроков давности. Уклонение в размере до крупного имеет срок давности 2 года, крупные и особо крупные – 10 лет.

Для следствия представляется сложным определить точно дату отсчета сроков исковой давности, в связи с чем для уклонистов появляется шанс уйти безнаказанными.

Ответственность за уклонение по ст. 198 – 199 УК РФ

Чем грозит уклонение уплаты от налогов, также содержится в статьях Уголовного Кодекса.

Частное лицо или организация будут освобождены от уголовной ответственности при нескольких условиях:

  • Это первое привлечение к ответственности за неуплату налогов;
  • Субъект полностью погасил задолженность по налогам.

В остальных случаях наступает ответственность за уклонение от уплаты налогов:

СанкцияСт. 198 УК РФСт. 199 УК РФ
Штраф200 – 500 тыс. руб., выплаты рассчитываются из размера дохода осужденного, длительность погашения 1,5 – 3 года
Принудительные работы3 года5 лет
Лишение свободы3 года6 лет

Борьбой с уклонистами занимаются несколько государственных инстанций в России: налоговая служба, арбитражные суды, Центробанк.

Если налоговая служба выдвигает подозрение в отношении лица или организации в уклонении от налогов, возбуждается уголовное дело.

По результатам расследования проводится судебное разбирательство.

Суд принимает во внимание все доказательства сторон, принимает решение. Во всех доказанных случаях уклонения подсудимого обязывают выплатить образовавшийся долг.

Дополнительно назначается наказание, тяжесть которого определяется на основании размера задолженности и наличия смягчающих/отягчающих обстоятельств.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/uklonenie-ot-uplaty-nalogov/

Практика применения статьи 199 УК РФ — Уклонение от уплаты налогов с организации

Уклонение от уплаты налогов

Органы государственной власти Российской Федерации неоднократно отмечали общественную опасность уклонения от уплаты налогов как умышленного неисполнения конституционной обязанности каждого гражданина платить законно установленные налоги. В настоящее время практика применения статьи 199 Уголовного кодекса РФ в национальном судопроизводстве носит далеко не эпизодический характер.

Несмотря на динамичность изменений налогового законодательства, уголовный закон остается стабильным, а правоохранительные органы и судебная власть сформировали единый и устойчивый взгляд по вопросу его применения.

В данной публикации автор – адвокат Павел Домкин предлагает ознакомиться с основными моментами практики расследования уголовных дел за совершение уклонения от уплаты налогов и сборов.

Следует отметить, что первостепенную роль в вопросе инициации и расследования уголовных дел по статье 199 УК РФ играют налоговые органы.

В большинстве случаев поводом для возбуждения уголовного дела является направление налоговым органом информации о неисполненном в срок решении о взыскании выявленной недоимки, штрафов и пеней.

Подобное сообщение направляется налоговой инспекцией в правоохранительные органы в силу требований закона, а целью данного сообщения является проверка наличия в действиях налогоплательщика-неплательщика признаков состава преступления по статье 199 УК РФ.

В сообщении налоговой орган представляет информацию о размере задолженности налогоплательщика перед бюджетом РФ, которая возможно будет использоваться правоохранительными органами при исчислении размера ущерба бюджетной системе и инкриминироваться в официальном обвинении.

Как правило, перед поступлением информации из налогового органа в орган следствия, она является предметом предварительной проверки со стороны сотрудников полиции.

В данной стадии уполномоченными лицами главным образом осуществляется проверка сообщения инспекции на предмет умышленности действий руководящих лиц налогоплательщика, допустившего нарушение налоговой дисциплины.

Служебными  целями органа дознания является проверка информации, например, об умышленном неправомерном отнесении к расходной части при расчете подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль, о сознательном неправомерном применении вычета по НДС, о причинах фальсификации документооборота с контрагентами и т.д. Полученная в рамках доследственной проверки информация впоследствии передается в следственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с п.п. «а», п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ст. 199 УК РФ, производится следователями Следственного комитета Российской Федерации. Предварительное расследование уголовного дела производится по месту совершения преступления, а именно в месте, где налогоплательщик состоит на налоговом учете.

Порядок возбуждения уголовного дела по статье 199 УК РФ

Порядок инициации уголовного преследования по статье 199 УК РФ имеет существенные процессуальные отличия от «классического» алгоритма возбуждения дел по заявлению о преступлении.

Закон не предполагает возможности возбуждения дела по обычному заявлению о преступлении, поданному заинтересованной стороной.

Как указывалось ранее, в подавляющем большинстве случаев заявителем о преступлении выступают налоговые органы.

В тоже время органы дознания (полиции), следователи наделены полномочиями инициировать проверку в отношении налогоплательщика при соблюдении установленной процедуры участия налоговых органов.

При поступлении информации не из налоговой инспекции о выявлении признаков уклонения от уплаты налогов следователь Следственного комитета РФ не позднее 3-х суток с момента поступления сообщения направляет в налоговый орган копию поступившего сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам. Не позднее 15 суток с момента получения таких материалов налоговый орган направляет следователю: (1) либо заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам; (2) либо информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято; (3) либо информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах. Руководствуясь информацией налогового органа, следователь принимает процессуальное решение о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в таковом.

Следует отметить, что следователь вправе возбудить уголовное дело и до получения из налогового органа вышеуказанного заключения или информации, но лишь при наличии повода и достаточных (достоверных) данных, содержащихся в заключении эксперта и других документах, указывающих на признаки преступления. Отметим, что в следственной практике данное полномочие следователя реализуется не так часто.

Безусловно, что факт нарушения порядка возбуждения дела по статье 199 УК РФ может быть обжалован в судебном порядке, регламентируемом статьей 125 УПК РФ. При проверке доводов жалобы суд обязан оценить достаточность совокупности данных, указывающих на признаки преступления, а в случае отсутствия таковой, полномочен признать возбуждение уголовного дела незаконным.

Услуги Бюро: Адвокат по налоговым преступлениям.

Какие действия признаются преступлением по ст.199 УК РФ?

Уклонением от уплаты налогов и сборов законом признаются умышленные действия виновного лица, направленные на их неуплату и повлекшие полное или частичное не поступление соответствующих налогов и сборов в бюджет.

В судебной практике не фигурируют «стандартные» схемы, за которые виновные лица привлекаются к ответственности.

Обвинительные приговора выносятся: — за умышленное непредставление в налоговый орган обязательной к подаче декларации, — в случае не отражения в полном объеме учета доходов, расходов и объектов налогообложения в налоговой декларации; — при занижении виновником налоговой базы по НДС в налоговой декларации путем принятия к профессиональным налоговым вычетам по НДС не существующих расходов; — в случае умышленного уклонения от уплаты налогов с организации путем внесения в бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации заведомо ложных сведений о несуществующих транспортных расходах и т.д.

Наиболее распространенной категорией дел становятся случаи, когда правоохранительные органы доказывают в рамках возбужденного уголовного дела, что спорный контрагент фактически не мог осуществить поставку товара, а привлекаемый к ответственности налогоплательщик не предоставил обосновывающую коммерческие взаимоотношения документацию, либо создал фиктивный документооборот для завышения расходной части по налогу на прибыль и неправомерного получения права на вычет по НДС.

Публикация Бюро: Риски уголовной ответственности за взаимодействие с «фирмами-однодневками».

Для оценки рисков привлечения к ответственности следует понимать положения закона, определяющие принцип признания тех или иных действий противоправными:

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов статьей 199 УК РФ законом признаются:

  1. непредставление налоговой декларации в установленной законом порядке;
  2. умышленное включение в налоговую декларацию или иные документы, заведомо ложных сведений. При этом под «иными документами» закон понимает любые предусмотренные законодательством документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов или сборов: выписки из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций; выписки из книги продаж; расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости; журнал полученных и выставленных счетов-фактур; справки о суммах уплаченных налогов; документы, подтверждающие право на налоговые льготы; годовые отчеты.

Полагаем, что следует дополнительно раскрыть условие наказуемости «второго» способа уклонения от уплаты налогов. Так, включением в декларацию или в иные документы заведомо ложных сведений признается сознательное отражение в них любой не соответствующей действительности информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов или сборов.

Заведомо ложные сведения могут быть представлены путем умышленного не отражения в отчетной документации данных о доходах из определенных источников (например, полученной прибыли); в виде уменьшения фактического размера полученного дохода (например, включение в декларацию сведений о фактически не имевших место хозяйственных операциях), в виде сознательного искажения произведенных расходов, учитываемых при исчислении налогов (завышение расходной части). Кроме того, в соответствии с официальной позицией Верховного Суда РФ к заведомо ложным сведениям относятся «не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и т.п.».

Публикация Бюро: Уголовная ответственность за хозяйственные операции с «однодневками».

Кто может быть привлечен к ответственности по статье 199 УК РФ?

Сформировавшая судебная практика к числу лиц, привлекаемых к ответственности, по статье 199 УК РФ относит:

  1. в первую очередь, руководителя организации-налогоплательщика (генерального директора, директора и т.п.),
  2. главного бухгалтера или специально уполномоченное лицо, в обязанности которого входит подписание отчетной документации,
  3. лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя или главного бухгалтера в юридическом лице,
  4. иного сотрудника организации, оформлявшего первичные документы бухгалтерского учета при условии осведомленности о противоправном характере своих действий (пособники преступления),
  5. лицо, фактически организовавшее совершение преступления, либо склонившее к его совершению руководителя, например, акционер, учредитель организации (организатор преступления),
  6. Лицо, содействовавшее совершению преступления советами, например, помощник директора, независимый консультант (подстрекатель преступления).

Избрание меры пресечения по статье 199 УК РФ

Факт возбуждения уголовного дела безусловно сопровождается опасением применения меры пресечения в виде ареста к подозреваемым или обвиняемым лицам. Действующий уголовно-процессуальный закон (ч.1.

1 статьи 108 УПК РФ) устанавливает прямой запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу по статье 199 УК РФ.

Исключением являются случаи, когда обвиняемый: не имеет постоянного места жительства на территории РФ; его личность достоверно не установлена; обвиняемый нарушил ранее избранную мера пресечения или скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Все иные предусмотренные законом меры пресечения, в том числе домашний арест, могут быть избраны органом следствия (судом) при осуществлении расследования уголовного дела по статье 199 УК РФ.

Освобождение от уголовной ответственности

Положение статьи 76.

1 Уголовного кодекса РФ гарантирует освобождение от ответственности лицу, впервые совершившему преступление по статье 199 УК РФ, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме. Лицом, впервые совершившим преступление, признается обвиняемый, не имеющий неснятую или непогашенную судимость за ранее совершенное преступление по статье 199 УК РФ.

Возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе РФ, является уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере представленного налоговым органом расчета.  Применение положения статьи 76.

1 УК РФ и, как следствие, освобождение от ответственности по статье 199 УК РФ возможно лишь в случае, если возмещение ущерба было произведено до назначения судом первой инстанции судебного заседания.

Если же возмещение ущерба состоится после назначения судом первой инстанции судебного заседания, то факт возмещения ущерба будет признаваться судом обстоятельством, смягчающим наказание. Частичное возмещение ущерба бюджетной системе также может быть признано смягчающим обстоятельством.

Публикация Бюро: Взыскание ущерба с обвиняемого / осужденного лица.

Судебная практика выработала определенные требования к документальному подтверждению факта полного возмещения ущерба по статье 199 УК РФ. Оно может быть подтверждено официальными документами, удостоверяющими перечисления в бюджетную систему РФ начисленных сумм.

Подтверждением перечисления будут являться платежное поручение или квитанция с отметкой банка, акт сверки с налоговым органом об отсутствии задолженности перед бюджетом. При наличии возникших сомнений относительно возмещения ущерба суд может проверить указанный факт по собственной инициативе.

 Следует отметить, что возмещение ущерба бюджетной системе может быть произведено не только обвиняемым лицом, но и другими лицами, а также самой организацией, уклонение от уплаты налогов с которой вменяется обвиняемому.

Различного рода обязательства перечислить денежное возмещение в федеральный бюджет, обещания возместить ущерб в будущем, не являются правовым основанием для освобождения от уголовной ответственности.

Адвокат Павел Домкин

Источник: https://www.AdvoDom.ru/advice/advokat-po-state-199-uk-rf-uklonenie-ot-uplaty-nalogov-i-sborov.php

Схемы уклонения от уплаты налогов и ответственность за них

Уклонение от уплаты налогов

В сфере финансовых преступлений неуплата налогов является одним из самых распространенных нарушений. На это готовы пойти и обычные граждане, и юридические лица. Но уклонение от уплаты налогов является серьезным преступлением, а плательщиков нередко привлекают к уголовной ответственности.

Особенности уклонения от уплаты налогов

Выплата налогов является обязанностью физических и юридических лиц. Поэтому ответственность за нарушение предусмотрена в законодательстве многих стран, включая Россию, Беларусь, Германию, Казахстан, Украину и т. д. Если говорить об уклонении от оплаты как о преступлении, то его состав заключается в следующем:

  1. Объектом выступает государство, а также экономические отношения между ним и гражданами.
  2. Субъект – физическое лицо, достигшее 16 лет. Если плательщиком выступает юридическое лицо, то субъектом является должностное лицо, уполномоченное уплачивать налоги.

С субъективной стороны преступление может быть совершено с умыслом, по небрежности или легкомыслию. От этого зависит степень наказания.

Правовое регулирование вопроса

Оплата налогов и сборов физическими и юридическими лицами в России осуществляется согласно Налоговому кодексу. Ответственность за неуплату налогов наступает согласно не только Налоговому кодексу, но и Кодексу об административных правонарушениях и Уголовному кодексу РФ.

Признаки финансовых преступлений

Привлечь организацию или физ. лицо к ответственности за неуплату налогов можно только после проведения соответствующей проверки. ФНС всегда обращает внимание на следующие признаки совершения финансового преступления:

  1. Налоговая нагрузка субъекта ниже, чем должны быть. Сравнение осуществляется с помощью других хозяйствующих объектов с аналогичным видом экономической деятельности.
  2. В отчетности отражаются убытки предприятия за несколько налоговых периодов.
  3. Большое количество используемых налоговых вычетов и льгот.
  4. Быстрый рост доходов организации по отношению к предоставляемым услугам.
  5. Уровень заработной платы работников ниже средней нормы зарплаты по региону.
  6. Доход индивидуального предпринимателя практически равен его расходам.
  7. Вся финансово-хозяйственная деятельность субъекта построена на основе оформления соглашений с большим количеством посредников.
  8. Сокрытие от налоговой инспекции ряда информации, включая несоответствия в поданных документах и т. д.
  9. Частое перемещение субъекта в связи с переездом, из-за чего происходит постоянная смена районных отделений ФНС.
  10. Несоответствие уровня рентабельности юридического лица.
  11. Высокие налоговые риски.

К высоким рискам ФНС относит следующее:

  1. Руководители компании-поставщика и компании-покупателя не обмениваются личными контактами, не назначают встречи и т. д.
  2. Отсутствие каких-либо личных данных о компаниях (их руководителях), с которыми сотрудничает субъект.
  3. Нет сведений о фактическом местонахождении компании-партнера.
  4. У фирмы-партнера нет рекламы или других способов поиска клиентов. При этом на рынке есть другие фирмы, предоставляющие подобные услуги по такой же цене (или меньше).
  5. Компания, с которой сотрудничает субъект, не имеет государственной информации.

При обнаружении подобных признаков ФНС проводит тщательную проверку и предпринимает необходимые действия. Нарушитель обязан будет выплатить не только необходимую сумму налога, но и различные пени и штрафы.

Возможные схемы уклонений

Если говорить о физических лицах как об уклонистах, то они используют стандартные способы. Чаще всего преступление совершается следующим образом:

  • налогоплательщик скрывает получение дохода;
  • игнорирует обязанность о подаче налоговой декларации;
  • незаконно использует предоставляемые льготы;
  • не встает на учет;
  • представляет ФНС ложные сведения.

Юридические лица, то есть организации, также имеют свои методы, позволяющие им уклоняться от выплаты налогов и сборов. Самыми распространенные способы представлены в таблице:

ПравонарушениеОтветственность
Осуществление деятельности без постановки на учет.Ст. 117 НК РФ
Нарушение правил ведения учета.Ст. 120 НК РФ
Занижение налоговой базы.Ст. 122 НК РФ
Несоблюдение сроков подачи документов в ФНС.Ст. 126 НК РФ

Кроме этого, юридические лица часто используют фиктивные фирмы-посредники, «серую» заработную плату для сотрудников и т. д. Подобные схемы могут уменьшить сборы и налоги с организации, которые она обязана платить.

Но так как это незаконно, рано или поздно налоговая инспекция раскроет такой способ уклонения от уплаты и привлечет нарушителя к ответственности.

Злостные уклонисты нередко вынуждены платить большие штрафы или даже жертвовать своей свободой, садясь в тюрьму.

В отношении кого могут быть назначены санкции

С юридической точки зрения, нарушить правила оплаты могут только налогоплательщики. Ими выступают:

  • физические лица;
  • юридические лица (организации);
  • ИП.

Но когда речь заходит о привлечении к ответственности согласно КоАП и УК РФ, субъектами преступления выступают только физические лица. И неважно, осуществляет нарушение гражданин или организация. Если неплательщиком является юридическое лицо, то к ответственности привлекают должностное лицо, в обязанности которого входила процедура уплаты налога.

Итак, по закону субъектом преступления считается физ. лицо, достигшее 16 лет. Для этой категории правонарушений такой возраст актуален, так как дееспособный гражданин уже может заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ).

Меры ответственности налогоплательщиков

За уклонение от уплаты налогов предусмотрено соответствующее наказание. Нарушителя могут привлечь к административной или уголовной ответственности. Но перед тем как использовать серьезные санкции, плательщика ожидает наказание согласно Налоговому кодексу:

  1. Ст. 119 НК РФ. Предусматривает размер штрафа в размере 5% от суммы. Применяется при непредставлении лицом декларации. Есть нюансы, например, сумма штрафа не может быть меньше 1 тыс. рублей.
  2. Ст. 122 НК РФ. Используется при неправильном расчете суммы налога. Если плательщик просто ошибся, то размер взыскания составит 20%. При умышленной недоплате – 40% от недостающей суммы.

Что касается административной ответственности, то за правонарушение в сфере налогообложения плательщик может быть привлечен по статье 15.5 КоАП. Санкция данной статьи включает штраф за непредставление физ. лицом налоговой декларации. Уголовная ответственность по статьям 198 и 199 УК РФ наступает только тогда, когда размер неуплаты является крупным или особо крупным.

Санкция ст. 198 УК РФ по отношению к физ. лицу, выступающему нарушителем, содержит следующие виды наказания:

  1. Штраф (до 300 тыс. рублей).
  2. Тюремное заключение (до 1 года).

Справка: если размер неуплаты является особо крупным, то сумма штрафа увеличивается до полумиллиона рублей, а срок лишения свободы – до 3 лет.

В случае когда от уплаты налога уклоняется организация, то уполномоченное лицо привлекается к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ. Санкции, применяемые в данном случае, практически аналогичны ст. 198 УК РФ. Единственное отличие – срок тюремного заключения в ч. 1 ст. 199 составляет 2 года.

У налоговых преступлений есть так называемый срок давности. Он составляет три года, по истечении которых субъекта невозможно привлечь к ответственности. Но сотрудники налоговой инспекции могут приостанавливать этот срок с помощью специального акта. Нарушитель может избежать наказания на основании следующих причин:

  1. Если действовал по инструкции недобросовестного должностного лица.
  2. Задержки по уплате налогов возникли вследствие чрезвычайного происшествия, стихийного бедствия и т. д.
  3. Плательщик не мог осуществить платеж по причине своего болезненного состояния.

Суд может уменьшить размер штрафа в 2 раза, если у нарушителя будет серьезное основание для просрочки платежа. Но в этом случае преступление должно быть осуществлено без умысла и один раз.

Проще уплатить необходимую сумму налога, чем использовать незаконные способы уклонения и впоследствии платить большие штрафы и пени. К тому же при серьезных нарушениях в сфере налогообложения нарушителя может ожидать уголовная ответственность.

Источник: https://ypravo.com/uklonenie/ot-uplaty-nalogov.html

Уклонение от уплаты налогов в ООО. Кто несет ответственность?

Уклонение от уплаты налогов

Ни для кого не секрет что работа руководителя и главного бухгалтера в организации не только самая важная, но и самая ответственная.

В связи с этим, для каждого руководящего работника является актуальным вопрос персональной ответственности за принимаемые решения.

Вопрос уголовной ответственности стоит наиболее остро, так как одной из санкций за содеянное является не только большой штраф, но и лишение свободы.

Наиболее актуальным является вопрос привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, так как это нарушение может быть самым распространенным нарушением в организации.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов признается преступлением, когда оно совершено в крупном размере или особо крупном размере. Ответственность за него  наступает по ст. 199 Уголовного кодекса РФ.

ОТСРОЧКА, РАССРОЧКА ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей. Особо крупным размером является сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ УСЛУГ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ У РОССИЙСКОГО КОНТРАГЕНТА

Часть первая предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем:

  • непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным,
  • либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

По части второй ответственность наступает за то же деяние, совершенное:

  • группой лиц по предварительному сговору;
  • в особо крупном размере.

Кто же несет уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов, или, выражаясь юридическим языком, кто является субъектом данного преступления?

ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ (СБОРОВ)

Уголовное законодательство дает однозначный ответ – виновное лицо. Лицо, на которое в соответствии с законом или учредительными документами возложена ответственность за финансово – хозяйственную деятельность в организации.

Как правило, такими лицами являются руководитель и главный бухгалтер, в обязанности которых входит составление и подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов.

К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера) в определенный период времени. На это обстоятельство указывает Верховный суд РФ в Постановлении Пленума № 64 от 28 декабря 2006 г.

«О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые правонарушения».

В случае, если полномочия единоличного исполнительного органа в ООО переданы управляющей организации вопрос о виновных лицах будет решаться иначе.

УСЛУГИ БУХГАЛТЕРСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Закон об обществах с ограниченной ответственностью устанавливает возможность передачи полномочий единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью управляющему на основании договора. Таким договором на управляющую организацию может быть возложена обязанность составления и ведения всей бухгалтерской и налоговой документации. 

В налоговых правоотношениях управляющий будет являться законным представителем общества как налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента). В такой ситуации управляющий вправе действовать от имени общества без доверенности. Это прямо следует из положений ст. 27 Налогового кодекса РФ. Кроме того, согласно ст.

80 Налогового кодекса РФ представитель налогоплательщика подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). Опираясь на эти нормы, Минфин РФ в Письме от 16 февраля 2011 г.

№ 03-02-07/1-49 также указывает на то, что единоличный исполнительный орган управляющего вправе подписывать налоговые декларации (расчеты) управляемого общества без доверенности.

В этой связи Верховный суд РФ к субъектам преступления ст. 199 УК РФ относит не только руководителя и главного бухгалтера, но и иных лиц, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение финансовых действий.

КОНСУЛЬТАЦИИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

Следовательно, в случае, если договором с управляющей организацией предусмотрена обязанность составлять и предоставлять в налоговые органы финансовые документы, то уголовная ответственность за неуплату налогов и (или) сборов будет наступать в отношении виновных лиц управляющей организации.

Однако, уголовное преследование может затронуть руководящих работников, а также других сотрудников управляемой организации, если будет доказано, что они действовали в сговоре с управляющими.

Верховный суд РФ в рассматриваемом Постановлении указывает, что содеянное надлежит квалифицировать по пункту «а» части 2 ст. 199 УК РФ как совершенное группой лиц по предварительному сговору, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика.

Иные служащие организации-налогоплательщика (плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК РФ как пособники данного преступления (часть пятая ст. 33 УК РФ), умышленно содействовавшие его совершению.

Лицо, организовавшее совершение преступления, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного как организатор, подстрекатель, либо пособник.

 

Источник: https://rosco.su/press/uklonenie_ot_uplaty_nalogov_v_ooo_kto_neset_otvetstvennost/

Уклонение от уплаты налогов в УК РФ: признаки и наказание

Уклонение от уплаты налогов

Налоговые поступления являются важной статьей государственного бюджета, за счет которого решаются многие социальные и экономические вопросы.

Налоговые отчисления представляют собой обязательные, безвозмездные и принудительные платежи, величину которых плательщики стараются уменьшить. Зачастую для этого используются различные мошеннические схемы.

Как итог – государство недополучает деньги, что является нарушением экономической безопасности страны. Для нарушителей, предусматриваются меры уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговые преступления рассматриваются государством как тяжкие, так как они влияют на экономическое положение страны, и могут заметно ослабить безопасность в данной сфере. Потому государство стремится максимально защитить себя от недобросовестных налогоплательщиков, и устанавливает жесткие правила относительно нарушителей.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой ряд действий, направленных на уменьшение налоговых отчислений в пользу государства. Все они носят умышленный характер, и потому ответственность тут будет гарантированная. Государство рассматривает множество способов уклонения от уплаты. Чаще всего встречаются следующие:

  1. После получения прибыли ее реальная величина занижается. Для этого злоумышленники подменяют или аннулируют накладные, а также уничтожают оригиналы документов. Как итог – первичная документация отсутствует, и прибыль искажается в сторону, выгодную неплательщику. Уклонение от уплаты налогов и сборов тут налицо.
  2. После продажи определенных услуг (товаров) размер выручки отображается не в полном объеме, или вообще не фиксируется в документах. Нарушители уничтожают документы, тем самым не внося их в налоговый реестр. Итогом будет значительное уменьшение суммы налога.
  3. Физическое лицо сдает принадлежащую ему собственность в аренду, однако не заключает никаких официальных договоренностей, не фиксирует полученный доход в своей налоговой декларации.

Большая часть всех способов уклонения от уплаты налогов являются противозаконными, и их использование влечет за собой определенную ответственность для нарушителей.

В настоящее время недобросовестные плательщики используют следующие механизмы уклонения:

  • привлекают к решению вопросов кредитные и банковские учреждения, которые могут провести операции по обналичиванию сделок;
  • используют средства, полученные гражданами по различным социальным программам (маткапитал, военная ипотека), и незаконно обналичивают их;
  • переводят денежные ресурсы на счета физических лиц, в свою очередь владелец счета снимает всю сумму поступления, после чего замораживает или закрывает счет;
  • используют услуги фирм-однодневок, на их расчетные счета переводятся крупные суммы денег, а после снятия их и получения в банке, фирма аннулируется и перестает существовать.

Отметим, что при обнаружении факта неуплаты налогов нарушители будут привлечены к ответственности.

Впрочем, если преступление совершено впервые, а неплательщик в полном объеме погасил свою задолженность и уплатил штрафы, против него не будут использовать уголовную ответственность за неуплату налогов.

Если же преступление фиксируется неоднократно, а сам нарушитель пытается уклониться от штрафов, от судебного разбирательства ему никуда не деться.

Уголовно-правовая характеристика преступления

Характеристика такого преступления, как уклонение от уплаты налогов со стороны физлиц и различных фирм практически одинаковая, и не имеет особых различий. В обоих случаях объектом преступления признаются финансовые интересы государства, которое недополучает сумму налоговых взносов, и, следовательно, имеет недостаток бюджетных средств.

В качестве субъекта могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста, и обладающие на момент совершения противоправного поступка дееспособностью, понимающие, что их действия лежат вне правового поля России и влекут за собой негативные последствия, а точнее уголовную ответственность за неуплату налогов.

Касательно юридических лиц субъектом преступления будет должностное лицо, на которое возложена обязанность по уплате налоговых отчислений. К таковым относят руководителей компаний, а также главных бухгалтеров.

Так как они являются уполномоченными сотрудниками, призванными следить за исполнением действительных норм налогового законодательства, против них будут применены более суровые методы наказания.

Субъективная сторона вопроса всегда характеризуется наличием прямого умысла. Нарушитель осознает, что его действия носят противоправный характер, и при тщательной проверке он будет нести ответственность. При этом, причины уклонения от уплаты налога государство интересовать не будут.

Объективная сторона вопроса заключается в исполнении определенных действий и поступков, целью которых является уменьшение налоговых взносов. Так как основным параметром данного нарушения является прямой умысел, законодатель понимает под уклонением от уплаты умышленные деяния, направленные на нарушение действительных налоговых принципов.

Они влекут за собой уменьшение бюджета за счет отсутствия средств, что является ударом по экономической безопасности государства.

Квалифицирующие признаки

При вынесении вердикта относительно конкретных штрафных санкций, необходимо первоначально определить сумму недоимки, то есть установить размер денежных средств, которые были недополучены бюджетом.  Здесь для различных категорий плательщиков устанавливаются разные рамки.

Если виновный является физическим лицом, то для него величина недоимки составит (статья 198 УК РФ):

  • крупный размер – более 600 тыс. рублей за период в 3 года, однако, при наличии обязательного условия, что часть неуплаченных платежей составляет более 10%, что в денежном эквиваленте равняется 1,8 млн. рублей;
  • особо крупный размер – уклонение от уплаты налогов физическим лицом свыше 3 млн. рублей недоимки, или же не менее 5% неуплат или 9 млн. рублей.

Для производственных компаний, фирм с различной формой деятельности квалифицирующие признаки будут следующими (статья 199 УК РФ):

  • крупный размер – уклонение от налогов на сумму более 2 млн. рублей за трехлетний временной отрезок, при 10% неуплаченных взносов или более 6 млн. рублей;
  • особо крупный размер – более 10 млн. рублей за аналогичный период времени (3 года), при сокрытии отчислений более 5%, то есть свыше 30 млн. рублей.

Если размер ущерба, причиненного государству оценивается в меньшую сумму, уголовное судопроизводство начато не будет, а нарушителей ждет ответственность согласно действительных норм налогового и административного законодательства. Состав преступления будет установлен лишь при наличии крупного или особо крупного квалифицирующего признака.

В перечне квалифицирующих признаков имеется еще два параметра, играющих важную роль (ст.199.2 УК РФ):

  1. Правонарушение совершено должностным лицом, то есть особой, имеющей большие возможности у сокрытию своих реальных доходов. Если данный факт будет установлен, ответственность для нарушителя будет ужесточена.
  2. Уклонение от уплаты налогов осуществляется группой лиц, которые действуют в соответствии с заключенными ранее договоренностями. В данной ситуации факт наличия вины будет гарантированным, что повлечет за собой уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов вне зависимости от суммы ущерба.

Действующие меры наказания

Наказание для недобросовестных налогоплательщиков за уклонение от уплаты налогов может быть установлено как действующими налоговыми принципами, так и в соответствии с Административным и Уголовным кодексом страны. В первых двух случаях нарушителя будут ждать различные штрафные санкции в виде штрафов и пени. Что касается уголовного судопроизводства, то здесь меры наказания имеют более широкий характер.

Для физических лиц уголовная ответственность за налоговое преступление предусматривает следующие типы наказания:

  • штраф в 300 тыс. рублей и лишение воли на 1 год – если сумма неуплаты крупная;
  • если неуплата налогов характеризуется как особо крупная, то наказание будет ужесточено, нарушитель имеет все шансы оказаться за решеткой на 3 года, а также будет оштрафован на 500 тыс. рублей.

Если нарушителем действительных налоговых принципов является юридическое лицо, уголовную ответственность за налоговые правонарушения для него определят по ст.199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов»:

  1. Должностное лицо при установлении факта отсутствия сборов с организации в крупном размере будет оштрафовано на 300 тыс. рублей. Кроме того, положениями ст.199 УК РФ предусматривается лишение воли на 2 года, и 3-летний запрет на занятие определенными служебными обязанностями.
  2. Если квалифицирующие признаки определены как особо крупный размер неуплаты, или преступление совершено несколькими особами по предварительной договоренности, сумма штрафный санкций составит 500 тыс. рублей, а срок тюремного заключения увеличится до 3 лет.

Говоря о налоговых преступлениях, совершенных физическим лицом или организацией, невозможно не упомянуть о сроках давности. Касательно правонарушений в налоговой сфере (уклонение от уплаты налогов) государство использует два вида срока давности:

  1. Для привлечения нарушителей к ответственности (ст.113 НК РФ).
  2. Для взыскания штрафных санкций и компенсаций (ст.115 НК РФ).

В обоих случаях устанавливается срок давности в 3 года (10 лет при наличии особых квалификационных признаков).

Однако, тут имеются некоторые нюансы и тонкости. Так, статья «уклонение от уплаты налогов» указывает, что налоговики имеют возможность приостановить течение срока давности, если появятся подозрения в намеренном затягивании процесса и уклонении в оплате штрафов. Для этого составляется специальный акт по форме КНД 1160074.

 Ефремов Роман Сергеевич

Источник: https://ugolovnoe-pravo.com/prestupleniya/otvetstvennost-za-uklonenie-ot-nalogov

Уклонение от уплаты налогов: УК РФ

Уклонение от уплаты налогов

Уклонение от уплаты налогов в РФ может относиться не только к административным правонарушениям, но и к группе уголовных преступлений, регламентированных статьями Уголовного кодекса.

Действие норм УК РФ начинается в ситуациях, когда размер налогового долга перед бюджетом любого уровня становится значимым – т.е. ущерб нанесен в крупном или особо крупном размере.

Мера ответственности присуждается по завершении судебного разбирательства по конкретному правонарушению.

Под действие законодательных норм об уклонении от выполнения обязательств налогоплательщика попадают такие действия:

  • несдача налоговой декларации, представление которой является обязательным;
  • отражение в декларации или других отчетных документах заведомо недостоверных данных (умышленное занижение налогооблагаемой базы);
  • неуплата налога в бюджет после крайней даты погашения начисленных фискальных обязательств.

Уклонение от уплаты налогов УК расценивает как основание для привлечения к ответственности, если соблюдены условия о крупном размере нанесенного государству ущерба и в действиях нарушителя выявлен умысел.

Если же проступок обусловлен влиянием внешних факторов, налогоплательщик не имел намерения занизить доходы или сумму налога, скрыть прибыль от контролирующих органов, применяются нормы налоговой и административной ответственности.

Освобождение от уголовного наказания возможно, если:

  • преступление было совершено впервые;
  • вся задолженность и связанные с ней пени, штрафные взыскания были погашены налогоплательщиком добровольно;
  • истекли сроки давности (ст. 78 УК РФ).

Уклонение от уплаты налогов физическим лицом

Наказания за налоговые правонарушения применяются к физическим лицам при условии, что гражданин является дееспособным. Нормы ответственности и меры воздействия на виновных лиц прописаны в ст. 198 УК РФ. Размеры штрафов одинаковы как для лиц со статусом ИП, так и для граждан, не занимающихся коммерческой деятельностью.

За что человек может быть наказан по ст. 198 УК РФ:

  • неподача в установленные Налоговым кодексом сроки обязательных для него декларационных форм (например, 3-НДФЛ);
  • несдача расчета по страхвзносам или налоговым платежам;
  • отражение в отчетной или декларационной документации ложных сведений, в результате чего были искажены (занижены) данные о сумме налоговых обязательств, а бюджету нанесен материальный ущерб.

Как крупный ущерб классифицируется урон бюджету, равный 900 тыс. руб. и более совокупно за 3 года подряд. Дополнительное условие – доля неуплаченных налогов в общем размере налоговых обязательств более 10%. Если неуплата налоговых платежей и страховых взносов составила в сумме от 2,7 млн. руб., такой ущерб признается крупным без дополнительных условий.

Уклонение от уплаты налогов при сумме долговых обязательств от 4,5 млн. руб. (долг за трехлетний интервал, если соблюдено 20-типроцентное ограничение по доле задолженности от общей величины исчисленных налогов). Сумма неуплаты от 13,5 млн. руб. признается особо крупным ущербом безоговорочно.

По 198 ст. уклонение от уплаты налогов и другие проступки, перечисленные выше, караются штрафом, величина которого может варьироваться в диапазоне от 100 до 300 тыс. руб.

Альтернативным способом наказания может стать взыскание зарплаты (или иных доходов) с виновного лица, которая начислена за годовой или двухлетний период. Другой вариант – привлечение человека к принудительным работам, длительность таких работ может быть до года.

Более жесткой мерой воздействия является арест, длящийся до полугода, или лишение свободы (максимум на год).

Если ущерб по 198 ст. УК (уклонение от уплаты налогов) будет признан особо крупным, сумма штрафа увеличивается до 200-500 тыс. руб.

Когда взыскание рассчитывается по заработной плате виновного лица, за основу при определении размера штрафа принимается доход виновного за 18-36 месяцев.

Если суд принял решение о необходимости привлечения осужденного к принудительным работам, срок их может достигать 3 лет, на аналогичный период допускается и лишение свободы.

Уклонение от уплаты налогов и сборов юридическим лицом

Юридические лица при несдаче деклараций или умышленном искажении данных в отчетности также являются нарушителями налогового законодательства. При определении меры уголовного наказания учитывается, что для предприятий размеры крупного и особо крупного ущерба государству могут быть больше, чем для физических лиц (ст. 199 УК РФ):

  • Крупный размер – от 5 млн руб. задолженности за трехлетний период при доле неуплаченных налогов более 25%.
  • Уклонение от уплаты налогов УК РФ квалифицирует как нанесение крупногоущерба бюджету, если размер урона превысил 15 млн руб. без дополнительных условий.
  • Особо крупный объем ущерба – от 15 млн руб. за три года, идущих подряд в календарном исчислении (дополнительное условие – доля неуплаченных обязательств более 50%).
  • Особо крупным ущербом (без оговорок) считается неуплата в бюджет налогов и сборов на сумму от 45 млн руб.

При уклонении от налогов юридическим лицом денежные средства взыскиваются не с предприятия, а с виновных в этом граждан, так как уголовные дела заводятся только на физлиц.

Уклонение от уплаты в крупном размере может привести к назначению штрафа в сумме 100-300 тыс. руб. В качестве альтернативы размер штрафной санкции может быть приравнен к заработку виновного за 1-2 года.

Если назначаются принудительные работы или лишение свободы (максимальный срок составляет 2 года), дополнительно может выноситься решение о лишении права в приеме на определенные категории должностей или о занятии определенной деятельностью (ограничение будет действовать до 3 лет).

Если мерой воздействия на виновных лиц является арест, период нахождения под арестом не превышает полугода.

Если вышеуказанное преступление совершено группой лиц по предварительному сговору, либо при особо крупной величине ущерба, нанесенного государству в результате уклонения от уплаты налогов, 199 ст. УК предписывает назначение виновным штрафа в сумме 200-500 тыс. руб.

(если ориентироваться на зарплатные доходы виновного, максимальный размер взыскания будет равен заработку за 1-3 года). Принудительные работы могут назначаться на срок до 5 лет. Период лишения свободы может достигать 6 лет.

В качестве дополнительной меры суд может на 3 года лишить человека возможности трудоустраиваться на определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Источник: https://spmag.ru/articles/uklonenie-ot-uplaty-nalogov-uk-rf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.