+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Закон об опеке и попечительстве

Содержание

Фз

Закон об опеке и попечительстве

На территории РФ отношения, складывающиеся в процессе установления опекунов или попечителей, регулирует Фз об опеке и попечительстве.

Задача документа

Федеральный закон об опеке и попечительстве N48 начал действовать с 2008 года.

Основная задача документа – регулирование правоотношений, возникающих, когда устанавливается, осуществляется или прекращается опека с попечительством.

Актом закреплены следующие принципы:

  1. Возможность самостоятельного принятия обязанностей, возникающих в связи с принятием статуса опекуна, попечителя на основании личного заявления, а также возможность отказа от принятых обязанностей.
  2. Организация контроля над этой сферой взаимоотношений.
  3. Защита лиц, помещенных под опеку.

ВНИМАНИЕ! Нормативный документ закрепляет статус социального уполномоченного органа, процедуру его деятельности и определяет задачи и полномочия.

Также документ устанавливает статус граждан, являющихся опекунами, попечителями, регламентирует процедуру использования имущества, принадлежащего опекаемым. Устанавливает меры наказания, которые могут быть применены к лицам, являющимся субъектами данных правоотношений.

В нормативном акте закреплены задачи, поставленные перед органами опеки и попечительства.

Среди них законодатель выделяет следующие:

  • Реализация мер, направленных на защиту интересов лиц, нуждающихся в опеке.
  • Реализация мер, направленных на защиту интересов уже опекаемых лиц.
  • Осуществление контроля над деятельностью лиц, являющихся опекунами. А также попечителями и организациями, в которые помещаются лица, являющиеся недееспособными или ограниченно дееспособными.
  • Контроль за сохранением имущества опекаемых. А также лиц, находящихся в организациях, предоставляющих социальные услуги. Контроль за использованием этого имущества.

ВАЖНО! Закон допускает возложение региональными актами иных полномочий на социальные государственные органы.

Возлагаемые полномочия

Нормативным документом установлен перечень полномочий, используемых социальными органами для реализации поставленных задач.

К ним отнесены:

  • Проведение работ по выявлению, ведению учета лиц, которых следует поместить под опеку.
  • Обращение в судебные органы с требованиями об ограничении в дееспособности или признании лица ее лишенным. При выявлении оснований, позволяющих восстановить человека в дееспособности, орган должен обращаться в судебную инстанцию с заявлением.
  • Реализация процедуры помещения лица под опеку.
  • Контроль за деятельностью опекунов, попечителей и социальных организаций, в которые помещены опекаемые.
  • Проведение процедуры освобождения опекунов от возложенных на них обязанностей.
  • Предоставление разрешений на проведение сделок в интересах опекаемых.
  • Осуществление представления интересов лиц, не достигших совершеннолетия, а также недееспособных в случаях, когда действия законных представителей нарушают права и интересы последних.
  • Выдача разрешений для осуществления раздельного проживания лиц, не являющихся совершеннолетними, с официальными представителями.
  • Организация подбора, подготовки и учета желающих получить соответствующий статус, а также тех, кто выявил намерение принять детей, являющихся сиротами или оставшимися без родительского попечения.
  • Организация проверок условий проживания, осуществление мер по сохранению и управлению имуществом подопечных, а также организация проверок исполнения своих прав и обязанностей опекунами.
  • Организация помощи лицам, являющимся опекунами или попечителями несовершеннолетних в реализации защиты прав последних.

В их полномочия также входит информирование решивших получить статус опекуна или попечителя граждан, а также выразивших желание принять на воспитание детей-сирот или детей, оставшихся без родительского попечения о процедуре получения статуса. О формах устройства детей в семью, осуществление помощи в процессе подготовки документов этими лицами также возлагается на органы соцопеки.

Закон об опекунстве

Одной из основных задач Федерального закона об опеке и попечительстве регулировать процедуру реализации попечения и опекунства.

Закон позволяет брать под опеку:

К лицам, претендующим на статус опекунов, закон предъявляет следующие требования:

  • Дееспособность.
  • Достижение совершеннолетия.

Не рассматриваются кандидаты, которые:

  1. Ранее были лишены на основании судебных решений родительских прав;
  2. Ранее были судимы за преступления, совершенные умышленно против жизни и здоровья.

Над детьми

Семейное законодательство, а также нормы Федерального законодательства об опеке и попечительстве допускают их установление над детьми.

Опекаемыми могут стать дети, родители которых:

  • Являются умершими.
  • Ограничены или лишены прав в отношении детей на основании вступившего в юридическую силу решения суда.
  • Признаны на основании судебного акта безвестно отсутствующими.
  • Получили статус недееспособных на основании судебного акта, вступившего в силу.
  • Создают условия, не отвечающие требованиям безопасности проживания или развития ребенка.
  • Не могут осуществлять родительские обязанности по причине болезни.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В случае достижения ребенком возраста 10 лет, при назначении опекуна органы должны учитывать его мнение.

Над пожилым человеком

Зачастую необходимость установления опеки или попечения над пожилым лицом связана с невозможностью последнего понимать значение своих действий и их последствия.

Опеку можно установить над пожилыми лицами, которые:

  • имеют психические отклонения;
  • не могут самостоятельно ухаживать за собой в связи с расстройством здоровья.

В случае когда пожилой гражданин достиг 80 лет, то опекун имеет право дополнительно получать отчисления из ФСС, соблюдая при этом следующие условия:

  1. Лицо должно быть в трудоспособном возрасте.
  2. Лицо не должно быть трудоустроено.

СПРАВКА! Период ухода за престарелым лицом будет впоследствии засчитан в трудовой стаж.

Над недееспособным

Недееспособным может быть признано лицо только на основании судебного решения. После вступления документа в силу, он в срок не более 3 дней поступает в социальный орган. Далее в течение 30 дней этот человек должен быть помещен под опекунство.

Опекуном недееспособного может быть только совершеннолетний и полностью дееспособный. Прежде чем назначить, уполномоченный социальный орган осуществляет проверку жилищных условий, запрашивает сведения о его личности и доходах.

Порядок оформления

Зачастую процедура установления над лицом опеки или попечительства занимает продолжительное количество времени.

Можно выделить несколько этапов:

  1. Кандидат обращается в социальный государственный орган с заявлением о рассмотрении его кандидатуры. В заявлении необходимо указать персональную информацию о лице, данные о месте жительства, список документов, прилагаемых к заявлению.
  2. После подачи бумаг орган рассматривает представленные сведения. По окончании изучения информации, руководитель социального органа принимает решение о том, может ли лицо стать опекуном или попечителем, которое оформляется актом. В этом документе указывается срок, в течение которого кандидатом будут осуществляться полномочия.

ВНИМАНИЕ! Допускается передача обязанностей по договору опеки или попечительства.

Если такой документ есть, деятельность опекающего совершается на возмездной основе. В качестве платы перечисляются средства от доходов опекаемого либо средства регионального, местного бюджета.

Перечень документов

Фз об опеке и попечительстве установлен следующий перечень документов, являющихся обязательными:

  • Заявление, заполненное заинтересованным лицом.
  • Характеристика от работодателя, с места проживания.
  • Справка от работодателя о занимаемой должности, уровне его дохода.
  • Справка о составе семьи кандидата.
  • В случае зарегистрированного брака, согласие супруга.
  • Медицинский документ об отсутствии заболеваний, не дающих выполнять необходимые действия, форма N542.
  • Справка с данными лицевого счета.

Также потребуются документы о недвижимом жилом имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Отличие опеки от попечительства

Несмотря на то что термины опека и попечительство близкие по смыслу, тождественными они не являются.

Опекуны назначаются недееспособным, а также детям, которые не достигли четырнадцатилетнего возраста. Опекун содержит их, помогает реализовывать права, предоставляемые государством, и выступает защитником интересов. Дополнительно обладает возможностью осуществлять крупные сделки от лица опекаемого, однако законность такой сделки обязательно проверяется социальным уполномоченным органом.

Попечители могут назначаться детям, которые уже достигли 14 лет, но не обрели полную дееспособность и лицам, являющимся ограниченно дееспособными. При исполнении переданных ему обязанностей, он следит за тем, чтобы опекаемые лица пользовались правами в полном объеме. Крупные сделки опекаемые заключают только при наличии согласия попечителя, мелкие могут от собственного имени.

Федеральный закон об опеке и попечительстве Ссылка на основную публикацию

Источник: https://govcare.ru/opeka/federalnyj-zakon-n48

Фз 48

Закон об опеке и попечительстве

ФЗ 48 был принят в 2008 году; главная его цель – повышение социальной защищенности детей-сирот и детей без попечительства.

 Фз 48 «Об опеке и попечительстве» призван защищать также права самих опекунов, скажем, их право на материальное вознаграждение.

До того, как ФЗ 48 был принят, сироты находились под защитой Семейного, Гражданского и Жилищного кодексов – новый закон собрал все нормы в один документ и изложил их более подробно.

Скачать Федеральный Закон №48 ФЗ “Об опеке и попечительстве”

Основные понятия, фигурирующие в документе

Основные понятия перечислены в ст. 2 – рассмотреть их необходимо, иначе положения закона будут не вполне понятны. Прежде всего нужно установить, в чем же различие между опекой и попечительством. 

Опекой называется форма устройства малолетних детей – тех, которые еще не достигли 14 лет. Какие положены льготы, пособия и выплаты опекунам в 2017 году?

Попечительство устанавливается над человеком любого возраста свыше 14 лет. Чаще всего попечительство прекращается, когда гражданин достигает совершеннолетия. Но бывает и иначе: если человек увлекается наркотиками или алкоголем, вследствие чего семья оказывается без денег, ему тоже нужен попечитель.

Гражданин ограничивается в дееспособности (судом), но сохраняет право совершать некоторые бытовые сделки (например, делать покупки в магазинах). Кто такой недееспособный гражданин, рассказывает ст.

29 ГК – это гражданин, который из-за психического расстройства не может контролировать свои действия, а значит, нуждается в попечителе.

ФЗ 48: что нового?

В 2008 году произошло масштабное реформирование системы органов опеки. Например, функцию обеспечения социальной защищенности сирот стало выполнять не местное самоуправление, а органы субъектов РФ.

Считается, что благодаря реформам к нуждам сирот стали относиться более внимательно. Реформирование стало одной из причин принятия федерального закона об опеке и попечительстве.

Закон ввел множество новых правил, а именно:

  • Опекуны и попечители с момента принятия закона начали получать деньги за уход и внимание к своим подопечным.
  • Родственники получили преимущественное право становиться попечителями и опекунами и зарабатывать на этом деньги.
  • Может назначаться временная опека над ребенком по просьбе родителей, которые по уважительной причине не способны приглядывать за ним в течение некоторого времени. Родители должны сами найти опекуна и указать его в заявлении.
  • Единственный родитель получил право отдавать письменное распоряжение, в котором он уточняет, кто должен опекать ребенка в случае смерти родителя.
  • Федеральный закон об опеке и попечительстве устанавливает возможность назначения сразу нескольких попечителей для одного подопечного.
  • Предусмотрена возможность упрощенной процедуры установления опеки, если это в интересах подопечного.
  • Если подопечному больше 14 лет, он может подать заявление и самостоятельно назначить себе попечителя.

Попечители и имущество

Закон Фз 48 «Об опеке и попечительстве» уделяет большое внимание имущественным вопросам. Попечители могут получить имущество, принадлежащее подопечному, в течение 3 дней с момента установления опеки, но только по описи от лиц, которые ранее осуществляли хранение этих вещей.

Закон устанавливает периодичность подачи отчетов попечителей о том, каким образом используется имущество подопечного, а также перечень оснований, по которым попечители могут быть лишены права пользования этим имуществом.

Как правило, это происходит после отстранения опекуна или попечителя от исполнения обязанностей.

Особое значение ФЗ уделяет правилам пользования жилым помещением, принадлежащим подопечному. Чтобы опекун мог пользоваться этим помещением на безвозмездной основе, необходимо соответствие целому ряду условий – это допустимо только для граждан, которые добросовестно исполняют обязанности, и только если место жительства опекуна удалено.

Закон говорит и о других исключительных обстоятельствах, но, к сожалению, их не перечисляет (что, увы, порождает двусмысленность).

Считается, что подобные условия позволяют предотвратить ситуацию, когда потенциальный опекун стремится получить этот статус в корыстных целях, то есть для безвозмездного проживания в квартире или доме подопечного.

Закон усиливает роль судебной защиты подопечного. Обжаловать в суде можно решения о назначении опекуна, о выдаче предварительного разрешения органов опеки на совершение той или иной сделки, об освобождении от обязанностей. Подопечные могут жаловаться на действия опекунов в органы опеки независимо от возраста.

Можно сказать, что закон, принятый в 2008 году, призван «закрутить гайки» и заставить опекунов и попечителей более внимательно относиться к своим обязанностям. Однако тенденция к ужесточению правил попечительства может привести и к печальным последствиям – найти опекуна, соответствующего всем многочисленным критериям закона, крайне проблематично.

Источник: https://subsidii.net/%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0/item/761-%D1%84%D0%B7-48-%D0%BE%D0%B1-%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D0%B5-%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5.html

48 ФЗ об опеке и попечительстве в Российской Федерации

Закон об опеке и попечительстве

Законодательство контролирует и регулирует правоотношения между подопечными и их опекунами или попечителями. Именно ФЗ 48 регламентирует права несовершеннолетних или недееспособных граждан, попавших под опеку других лиц, защищает их права и имущество.

Суть 48 ФЗ

Закон об органах опеки и попечительства РФ был принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года, а одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года. Последние изменения в нем произошли 29 июля 2017 года. ФЗ «Опека и попечительство» имеет 8 глав и 32 статьи.

Он регулирует и контролирует правоотношения между лицами, осуществляющими или прекратившими опеку над несовершеннолетними или недееспособными гражданами.

Также этот закон регламентирует процессы опеки, контролирует попечительские организации и регламентирует права, обязанности и ответственность сторон.

Краткое содержание закона об опекунстве в РФ:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, на которую распространяются положения закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Оформлены другие законы, нормативы и акты, влияющие на описываемую область, даны задачи государства для улучшений и реализации. Описаны принципы работы, основные процессы и меры гос. регулирования опеки и попечительства;
  • В главе второй прописаны обязательства, полномочия, права и задачи органов опеки и попечительства;
  • В главе номер три оформлены статусы и категории лиц, имеющих право на опекунство. Описано по какому порядку определяются и назначаются опекунами разные категории лиц в различных случаях. Описаны права опекунов и попечителей и даны списки безвозмездных и возмездных обязанностей;
  • В четвертой гл. оформлена информация об имуществе подопечных. Имеют ли они имущественные права, на какие объекты они распространяются, каким образом происходит охрана этих объектов. Особенности и нюансы распоряжения подопечными собственным имуществом. Описано доверительное управление имуществом подопечных и способы контроля органов за этой областью;
  • В гл. пять даны списки обязанностей, ответственности и контроля за опекунами и органами опеки. Описан процесс надзора, отчетность и ответственность за нарушения закона опекунами и попечителями. Как происходит контроль деятельности органов, ответственность сотрудников органов опеки и т. д.;
  • В шестой оформлено прекращение опеки и попечительства над гражданином, процессы, способы и нюансы. Дан список оснований для прекращения и возможные последствия принятия такого решения;
  • В седьмой описаны виды и категории поддержки государства опекунов и органов опеки;
  • В восьмой главе описаны заключительные и дополнительные условия, требования и положения закона.

Кроме настоящего Федерального закона, сфера опекунства и попечительства регулируется другими нормативами, Федеральными законами и Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Последние поправки

Последние изменения в законе об опеке произошли 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 220. Изменения произошли в ст. 13 ФЗ 48, в части 2.

В этой статье написано, что родители могут на время назначить ребенку опекуна, если считают, что в определенный период не смогут выполнять свои обязанности.

Согласно изменениям, в случаях, если один из родителей ребенка или оба знают о приближении своей смерти, они могут подать в органы опеки заявление о назначении ребенку опекуна после их смерти. Опекун может быть выбран родителями и должен быть уведомлен об их решении.

Родители могут изменить свое решение, подав повторное заявление с оформленными изменениями. Такое заявление обязательно должно быть подписано и датировано. Подпись должна быть удостоверена руководителем органов опеки или другим лицом с похожим статусом.

Согласно 1 статье описываемого закона, он регулирует сферу назначения опекунов и попечителей соответствующими органами. Этот закон регулирует их правоотношения.

В статье 9 написано, что все обязанности и полномочия органов опеки регулируются 35 статьей Гражданского Кодекса РФ. В случае, если подопечный переехал в новое жилье, орган опеки в течение трех дней направляет его дело в орган опеки на территории нового места жительства подопечного. Полномочия новый орган опеки по делу подопечного получает в момент приемки личного дела.

В ст. 12 описана предварительная опека. В случаях когда несовершеннолетнему лицу срочно необходимо назначить опекуна, органы имеют право назначить временное лицо предварительно, до момента нахождения постоянного опекуна. Предварительное лицо обязательно должно быть совершеннолетним и дееспособным.

В ст. 15 ФЗ 48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Согласно этой статье, их права и обязанности относятся к семейному законодательству РФ. Они считаются полноправными и законными представителями своих подопечных.

В специальных случаях, органы прописывают в договоре определенные действия и меры, которые может использовать попечитель для защиты интересов или на благо подопечного. Такие лица обязаны отчитываться о серьезных переменах перед органами, как смена места жительства и т. д.

Попечителям предоставляется любая медицинская, юридическая, социальная или педагогическая помощь.

Согласно 20 статье, имущество подопечного не подлежит отчуждению, однако существуют исключения:

  • Принудительное взыскание на законных основаниях;
  • Отчуждение недвижимости в интересах владельца;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору ренты, но только в случаях выгоды подопечного;
  • Отчуждение жилой квартиры в случаях переезда;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору мены, но только в случаях выгоды подопечного.

Чтобы осуществить отчуждение любого имущества, принадлежащего подопечному, нужно получить специальное разрешение от органов опеки и попечительства. Лицо, совершившее отчуждение без разрешения будет нести ответственность согласно статье 21 настоящего закона.

В статье 25 описана отчетность кураторов перед органами. Ежегодно 1 февраля опекун предоставляет в органы отчет о произошедших чрезвычайных ситуациях, о распределении и хранении имущества подопечного.

В предоставляемом отчете обязательна информация о хранении имущества, о доходах и расходах при отчуждении, приобретении нового имущества. К отчету прилагается сопутствующая документация в виде чеков, квитанций и бланков. Отчет подписывается руководителем органов попечительства.

Все отчеты хранятся в личном деле подопечного, при изменениях руководитель органов вносит измененную информацию в личное дело.

Согласно 29 статье опека прекращается в случаях:

  • Смерти одной из сторон;
  • Оформленных в статье 40 ГК РФ;
  • Освобождения от обязанностей опекуна;
  • Когда в акте о попечительстве окончился срок.

Опекуны могут быть освобождены от своих обязанностей по собственной инициативе. Органы могут отстранить опекуна только если он некачественно выполняет свои обязанности, нарушает закон, нарушает права подопечного.

Полезно также ознакомиться с ФЗ 166 в последней редакции. Подробности по ссылке:

Текст действующей редакции закона

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-ob-opeke-i-popechitelstve/

Фз 48 об опеке и попечительстве: кто может стать опекуном или попечителем, права и обязанности

Закон об опеке и попечительстве

  • 1 Зачем нужны
  • 2 Обязанности
  • 3 Регулирование законом

Все действия опекуна, его права и обязанности регулируются ФЗ об опеке и попечительстве.

Большинство людей получают полную правоспособность и дееспособность в 18 лет и с того момента сами отвечают перед законом за свои поступки, а также получают право распоряжаться своим имуществом.

До этого момента все важные решения принимаются его родителями или попечителем. Также выполняющих уход отвечает за совершеннолетних, но утративших дееспособность подопечных, например, за психически больных.

Зачем нужны

Опекун – это человек, осуществляющий присмотр над недееспособными лицами, которые не могут отвечать за свои слова и не могут сами позаботиться о себе.

К ним относятся:

  1. Несовершеннолетние дети: до 14 лет над ними осуществляется опека, с 14 до 18 лет – попечительство.
  2. Недееспособные люди: психические инвалиды с детства или ставшие такими из-за травмы.
  3. Пожилые люди: если они признаны судом недееспособными, назначается полная опека, если они не могут позаботиться о себе, но сохраняют здравый ум, назначается патронаж.

Примите к сведению: признание недееспособным происходит только в судебном порядке после изучения медицинской экспертизы.

Существует некоторая разница между полноценным уходом и попечительством и патронажем. При выполнении ухода, присматривающий получает полный контроль над подопечным и полностью отвечает за него и его действия. Дети могут сами распоряжаться своим имуществом, но обязаны спрашивать разрешение присматривающих.

При патронаже подопечные могут сами принимать решения и представлять себя в суде или выписывать доверенность на подопечного, так как они сохраняют полную дееспособность.

Обязанности

В обязанности выполняющего уход, согласно закона, входят:

  1. Забота о физическом состоянии подопечного: уход за ним, лечение, сопровождение на обследования, препятствие причинению самому себе вреда.
  2. Забота в психическом состоянии, развитие детей, забота об их образовании.
  3. Защита прав и интересов подопечного в суде в качестве представителя: подача исков, выступление в суде, подача необходимых документов, например, на развод или о выздоровлении, если оно наступило.
  4. Получение денежных средств (пенсий, выплат, алиментов) и трата денег в интересах подопечного: покупка еды, одежды, необходимых товаров, лекарств, оплату коммунальных платежей и налогов.
  5. Распоряжение недвижимостью и имуществом подопечного в его же интересах.

Следует учесть: попечитель может использовать имущество подопечного только после получения разрешения от органа попечительства.

Каждый опекун получает удостоверение, которое является основным документом.

Регулирование законом

Выполняющих присмотр может стать как родственник подопечного, так и сторонний заинтересованный человек. Чтобы защитить людей, которые не смогут пожаловаться, если что-то произойдет, государство приняло Федеральный закон № 48 от 2008 года.

Последняя редакция была принята в 2016 году. Она полностью регулирует все отношения, права и обязанности сторон. За его исполнение отвечает орган опеки.

В закон входят:

  1. Общие данные: на что распространяется действие закона, что входит в задачи выполняющего уход, а также даны основные определения применяющихся терминов (опека, попечительство и т.д.).
  2. Информация об органах опеки и попечительства: какой они имеют правовой статус, что входит в их задачи и полномочия, какой закон их регулирует, что органы обязаны делать при переезде подопечного на другой адрес.
  3. Информация об выполняющих присмотр: что входит в их задачи и права, какие требования должны быть соблюдены при выборе кандидата, как происходит назначение, возможность временного назначения опекуна (на определенный срок, например, если уход требуется ребенку на время отсутствия родителей). Также в этой главе отмечена необходимость составления договора и разграничены возможности опекуну получить вознаграждение за работу.
  4. Имущественные права подопечных: как закон охраняет их недвижимость и имущество, в каком случае попечителю может быть разрешено использовать его, также разбирается понятие доверительного управления имуществом.
  5. Ответственность опекунов перед подопечными: за что они отвечают во время уода, перед кем отчитываются, как происходит контроль за действиями их со стороны государства и органов попечительства.
  6. Прекращение опекунства: когда прекращается присмотр, как это происходит и каковы последствия.
  7. Поддержка опекунства со стороны государства: как государство их поддерживает и как могут быть потрачены пенсия подопечного и выплата опекуну.
  8. Заключения: указываются сроки вступления в силу закона.

Обратите внимание: при возникновении каких-либо вопросов органы опеки и попечительства будут опираться на ФЗ № 48 от 2008 года.

Чтобы защитить несовершеннолетних, недееспособных или физически немощных людей от произвола опекуна, государством был принят закон об опеке. В нем указываются все основные сведения о правах опекуна, его обязанностях и требованиях, предъявляемых при отборе, а также разбирается ряд важных вопросов.

Смотрите видео, о чем говорится в Федеральном законе об опеке и попечительстве:

Фз 48 об опеке и попечительстве: кто может стать опекуном или попечителем, права и обязанности Ссылка на основную публикацию

Источник: https://razvod.guru/opeka/federalnyj-zakon-fz-48.html

В чем разница между опекой и усыновлением?

Закон об опеке и попечительстве

Не всегда человеческая жизнь складывается по сказочному сценарию. Случается даже совсем маленьким детям выпадают на долю тяжелые испытания судьбы: неблагополучная семья, арест родителей или их преждевременная кончина.

Государство не остается в стороне от таких случаев. Детские дома или дома-приюты для детей-сирот выполняют функции помощи и организации дальнейшей жизни детей. Для младенцев, оставшихся без родителей, существуют дома малютки.

В первую очередь пытаются найти кровных родственников ребенка, готовых взять на себя ответственность за воспитание нового члена общества. Если таковых не нашлось, малыш остается в казенном заведении, пока кто-то не захочет принять его в семью или пока ему не исполнится 18 лет.

Определение попечительства, опеки и приемной семьи

Попечительство устанавливается над ребенком старше 14 лет, или над совершеннолетним лицом, неспособным давать явный отчет своим действиям.

Опекунство берется над недееспособным лицом или ребенком до 14 лет. Опекуном выступает или родственник оставшегося без родителей малыша, или другой человек, прошедший специализированное обучение. После того, как ребенку исполнится 14, опекунство автоматически переходит в попечительство.

Все эти три вида семейного устройства поддерживаются государством финансово. Приемный родитель получает за свою работу ежемесячное вознаграждение, которое в 2019 году составляет 17479,73 рубля.

Кроме того, выплачивается ежемесячное пособие на малыша, живущего в опекунской или приемной семье, если выполняется одно из условий:

  • ребенку присвоен статус сироты;
  • биологические родители лишены родительских прав или имеют ограничения;
  • биологические родители находятся в местах лишения свободы или на принудительном лечении; биологические родители состоят на учете в наркодиспансере.

Действующее законодательство допускает возможность назначения опекунам дополнительных выплат. Решение об этом принимается на региональном уровне. Узнать о наличии подобной стимуляции можно в отделе соц. защиты населения конкретного региона.

Естественно, все выплаченные средства должны быть потрачены на ребенка, организацию его быта, воспитания, обучения. Органы опеки держат под контролем этот вопрос и лишают опекунских прав лицо, в отношении которого замечена нерациональная трата этих средств.

Плюсы и минусы опеки по сравнению с детским домом

Плюсы:

  • Происходит социальная адаптация;
  • Окружающий мир не представляет для подрастающего гражданина неизвестность;
  • Ему проще начать самостоятельную жизнь;
  • Правильное формирование личности;
  • Новому члену общества привиты семейные ценности, показана ответственность и здоровые взаимоотношения;
  • Безопасность.
  • Финансовые и имущественные права ребенка, его здоровье и жизнь защищены его опекуном или приемными родителями.
  • Образование.
  • Успеваемость детей всегда выше в присутствии контроля со стороны родителя.

Предупреждение

По статистике, только 1% выпускников детского дома получает высшее образование, несмотря на все льготы, обеспеченные при поступлении в ВУЗ.

К сожалению, не все опекуны выбирают эту стезю, руководствуясь заботой о детях.Изредка попадаются неблагонадежные граждане, решившие заработать «легкие» деньги. Их действия серьезно вредят детям: совершается насилие по отношению к подопечным, ущемляются финансовые и имущественные права ребенка.

Определение усыновления

Существуют две основные причины, по которым люди выбирают усыновление:

  • желание родителей дать малышу официальный статус дочери или сына;
  • мужчина хочет стать полноправным отцом ребенку супруги от предыдущего брака.

Процесс приобретения родителями и детьми новых прав и обязанностей по отношению друг к другу происходит с участием гражданского суда.

Усыновляемый должен иметь статус сироты или отказ родителей от него.

В случае, когда в новом браке мужчина или женщина хочет усыновить ребенка супруга от предыдущего брака, нужно подтверждение отсутствия прав у второго биологического родителя.

Плюсы и минусы усыновления

В семье усыновителей появляется законный ребенок, в правовом поле ничем не отличающийся от рожденного малыша в этой семье. Усыновленный точно будет любим и окружен заботой и вниманием. Отсутствие государственного финансирования.
В чем разница между опекой и усыновлением:

ОпекаУсыновление
Срок нахождения ребенка в семьеДо совершеннолетияНа всю жизнь
Место оформленияВ отделе опеки и попечительстваВ гражданском суде
Документ, регламентирующий процесс установления отношенийФедеральный закон «Об опеке и попечительстве»Семейный кодекс РФ
Поддержка от государстваПрисутствуетОтсутствует
Контроль условий жизни ребенка со стороны государстваНа все время опекиПервые три года

Человек – существо социальное. Для успешного развития ему нужен пример перед глазами. Лучшим вариантом выступает семья. В семье и покажут, как правильно вести себя в различных жизненных ситуациях, и помогут советом, и поддержат морально.

Воспитание новых членов общества – благородная цель, а помощь тем, кто остался без самых родных в жизни людей, бесценна. Неважно, каким путем люди решают помогать детям, каждый выбирает по обстоятельствам.

Главное, что несчастные малыши находят поддержку и заботу.

Загрузка…

Источник: https://vsenaslednikam.ru/v-chem-raznitsa-mezhdu-opekoj-i-usynovleniem.html

О законе об опеке и попечительстве: федеральный закон с последними изменениями

Закон об опеке и попечительстве

Необходимость в оказании опеки над человеком, может возникнуть в разных ситуациях. Независимо от причины, все подобные прецеденты регулируются законодательством РФ. Основной документы, определяющий данные взаимоотношения в правовом поле — Закон об опеке и попечительстве.

Правовое регулирование

Общие понятия, права и обязанности сторон, а также другие нюансы приведены в 48 ФЗ об опеке. Первая редакция документа была утверждена в 2008 году. В связи с изменениями и развитием системы опекунства, закон регулярно обновляется и дополняется новыми пунктами. В частности, последняя поправка была внесена в 2018 году.

Дополнительная информация! Данные об актуальных изменениях, а также новая действующая версия закона присутствуют на официальном сайте Госдумы.

Участие в установлении и осуществлении и завершении действия опеки регулирует, также и Семейный кодекс. При этом, нормы, содержащиеся в этом или других законах не должны противоречить основному ФЗ № 48.

Информация излагается в 8-ми главах, состоящих и 32 статей. Каждая глава ФЗ об опеке регулирует определенную стороны вопроса:

  1. Проясняет общие моменты, понятия.
  2. Определяет задачи и полномочия опекунов и попечителей.
  3. Указывает правовой статус таких людей и особенности их назначения.
  4. Рассматривает имущественные вопросы.
  5. Определяет ответственность уполномоченных лиц.
  6. О порядке аннуляции опеки.
  7. О видах и способах государственной поддержки.
  8. О порядке вступления закона в силу.

Контроль над осуществлением функций, выполняют исполнительные органы. Право определять структуры этих органов имеет высшее должностное лицо определенной территории РФ.

Задачи и принципы государственного регулирования

Федеральный закон (ФЗ) о прокуратуре

Исполнительные органы, занимающиеся вопросами выполнения норм закона об опеке, имеют определенные цели. В чем заключаются эти задачи:

  • своевременно выявить людей, которым требуется такая помощь;
  • определить их в семью, орган опеки или обеспечить защиту другими способами;
  • защищать права и интересы подопечных;
  • обеспечить достойные условия для их проживания;
  • проконтролировать, как исполняются возложенные полномочия опекунами и соответствующими органами;
  • предоставить государственную поддержку всем физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность.

Для осуществления перечисленных задач, государственные структуры придерживаются таких принципов:

  • добровольное принятие на себя обязанности, а также, свободный отказ от нее;
  • контролирование деятельности субъектов опеки;
  • следование интересами подопечной стороны.

Права и обязанности сторон

Разобраться в том, как распределяются права и обязанности каждой из стороны, можно на примере детской опеки.

Федеральный закон (ФЗ) о судебных приставах

Главными обязанностями органов, согласно закону об опеке и попечительстве являются:

  • придерживаться регламента Закона, во время осуществления любых действий;
  • при необходимости предоставлять временное или постоянное проживание, а также оказывать помощь медицинского и психологического характера;
  • учитывать, что приоритетом является защита прав и благополучия опекаемых детей;
  • контролировать условия и уровень жизни обеих сторон;
  • оказывать заботу о физическом состоянии детей, проводить своевременные обследования, предоставлять лечение;
  • учитывать мнение ребенка, которому уже исполнилось 14 лет;
  • при необходимости, защищать интересы в суде, выступая официальным представителем;
  • получать и распределять в интересах подопечного полагающиеся ему денежные средства;
  • распоряжаться крупным имуществом ребенка (недвижимость и т. д.) соблюдая его интересы.

Важно! Орган опеки имеет право обозначить ряд действия, которые не могут совершаться опекуном по отношению к ребенку. Такая мера предусмотрена для обеспечения интересов ребенка, связанных с его индивидуальными особенностями. В частности, речь может идти о запрете менять место жительства. Вероятно назначение особых условий для обучения или воспитания.

Ответственность и права человека, являющегося опекуном ребенка, такие же, как и у родных родителей. Особенность ситуации в том, что соблюдение и регулирование данных показателей постоянно осуществляется уполномоченными органами. Права и обязанности сторон фиксируются в договоре, подписанном, согласно ст. 16 Закона.

Правовой статус и ответственность опекунов и поручителей

Алименты на ребенка — новый закон 2018

Настоящий закон устанавливает правила для определения лиц, способных выполнять функции опекунов. Такой статус может быть присвоен лицам, старше 18 лет. При этом они должны быть дееспособны. Причиной отказа органов опеки, кроме несоблюдения предыдущих условий могут стать такие:

  • наркотическая или алкогольная зависимость претендента;
  • ограничение в исполнении родительских прав;
  • отстранение от подобных обязанностей в прошлом, на основании вины соискателя;
  • физические или иные ограничения, мешающие выполнять функцию опеки, со всеми предусмотренными обязанностями.

Важно! Действует специальное постановление (№ 542), в котором приведен полный список заболеваний, препятствующих выполнению полноценной опеки.

Наиболее распространенный принцип назначения опекуна — наличие родственных связей между ним и опекаемым лицом. В случае отсутствия таковых, может быть назначен другой человек. При этом, важно обоюдное согласие сторон. Отсутствие родственником или других лиц, желающих выполнять функции попечения, такая задача возлагается на соответствующие государственные органы.

Соглашаясь на данную роль, человек одновременно принимает на себя ответственность за подопечного, которая выражается следующим образом:

  • забота, содержание, уход;
  • обеспечение своевременной медицинской помощи;
  • предоставление доступа к образованию;
  • защита прав и интересов;
  • представлять интересы подопечного во время заключения любых сделок.

Таким образом, попечитель является представителем своего подопечного в любых мероприятиях. Такие функции он выполняет до достижения ребенком совершеннолетия или до признания человека дееспособным.

Беря на себя такую ответственность, человек должен осознавать, что любое действие или отсутствие такового, повлекшее нарушение прав и интересов ребенка, может караться административными или уголовными мерами.

В любом случае, такое соглашение может быть расторгнуто в одностороннем порядке. Для этого необходимо уведомить государственные органы о своем решении прекратить опеку. Перед тем, как снять с себя полномочия, следует пройти предусмотренные законом процедуры.

Имущественные права

Данный вопрос находится под регулированием Гражданского Кодекса. Главное правило, на которое должны ориентироваться опекуны — после обретения дееспособности, ребенок не должен оказаться в худшем материальном положении, чем было до этого.

С этой целью, государство оказывает регулирование имущественных отношений между сторонами.

В частности, представитель не может самовольно продавать, менять, дарить или совершать любые другие сделки по отчуждению недвижимости имущества, принадлежащего ребенку.

Также такие операции не могут производить другие его родственники. Если такая сделка обоснована и приведет к улучшению уровня жизни малыша, то она должна быть согласована с исполнительными органами.

Материальные средства, имеющиеся у ребенка или выплачиваемые ему (пенсия, пособие, наследство, алименты) могут расходоваться опекуном на содержание, воспитание, обучение и другие нужды подопечного. Принимая на себя такую ответственность, попечитель должен понимать, что его действия контролируются органами опеки. Любое не целевое расходование денег непременно приведет к ответственности.

Надзор за деятельностью представителей

Выполнение всех предписаний, обязанностей и функций, связанных с опекой, контролируются специальными государственными органами. Независимо от того, является ли представитель физическим лицом или это организация, регулирование их деятельности осуществляется:

  • ФС по надзору в сфере образования и науки;
  • Органы местного самоуправления.

Важно: при выполнении этой миссии, эти организации основываются на таких нормативных документах: Конституция РФ, ГПК, Семейный Кодекс.

Функции органов контроля, выполняются по определенному алгоритму, в сроки, указанные законом. К примеру, представители надзора должны регулярно проверять условия жизни подопечного, соблюдаются ли его интересы, состояние его имущества. Также контролируется расход средств, предоставляемых ребенку государством или из других источников.

Также контролирующие органы должны вовремя реагировать на информацию, касающуюся угрозе жизни или здоровья подопечного, ущемлению его прав и интересов. Такая информация может поступать от других родственников, соседей, школьных учителей и т.д.

Важно! Обратиться в орган контроля может и сам подопечный. Таким образом он может обжаловать действия или их отсутствие своих опекунов.

Профилактической мерой, способствующей своевременному реагированию на проблемные ситуации, является отчет опекуна.

Этот документ составляется лично, передается в проверяющую организацию по месту жительства и прикрепляется к индивидуальному делу ребенка.

В документе должна содержаться информация о состоянии месте хранения имущества, сведения о расходовании средств. К отчету прикрепляются доказательства, в виде чеков, квитанций и других платежных документов.

Прекращение опеки

Согласно законодательству, основанием для такого события могут быть такие причины:

  • наступление совершеннолетия (или иного события, свидетельствующего об окончании опеки);
  • смерть одной из сторон;
  • завершение срока действия акта, согласно которому производится опека;
  • отстранение или освобождение человека от функций;
  • при переходе обязанностей другому лицу;
  • по просьбе одной из сторон;
  • по инициативе органа опеки (в связи с противоречиями интересов сторон).

Также опека прекращается, после достижения подопечным возраста 14 лет. При это, опекун автоматически принимает статус попечителя. Отличия между этими двумя понятиями в мере прав и возможностей опекаемой стороны. С наступлением 14 лет, ребенок приобретает больше возможностей, в вопросах реализации своих прав.

Принудительно отстранить от обязательств органы опеки могут по таким причинам:

  • ненадлежащее выполнение своих обязательств;
  • намеренное нарушение интересов подопечного, а также бездействие, ставшее причиной возникновения проблем;
  • факт грубого нарушения прав, в том числе и финансового или имущественного характера.

Последний пункт может стать основанием для применения законных мер в адрес человека. После прекращения факта опеки, независимо от причин, в орган контроля предоставляется отчет. На основании документа, могут быть приняты решения об ответственности опекуна. В случае отсутствия проблем, договор просто прекращает действие.

Настоящий Федеральный Закон является основным регулятором взаимоотношений сторон опеки, а также государства. его задача — защита интересов и прав опекаемого. Правительство периодически пересматривает те или иные пункты закона, вводя дополнительные нормы или видоизменяя имеющиеся.

Источник: https://shtrafsud.ru/dokumenty/zakon-ob-opeke-i-popecitelstve.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.